Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Возможно, скоро будет раскрыта тайна гибели самолета Сигизмунда Леваневского, исчезнувшего в Арктике в 1937 году при перелете через Северный полюс в Америку. Российская кругосветная экспедиция "Полярное кольцо", которая стартует 17 февраля и до конца июня пройдет на двух плавающих вездеходах через труднодоступные арктические регионы Европы, Азии и Америки, проверит версию посадки самолета Леваневского на острове Элсмир.
Восемь полярников, двое из которых – русские канадцы, также соберут образцы льда для океанологов, понаблюдают за белыми медведями, испытают навигационную систему ГЛОНАСС в условиях Арктики и прощупают почву для развития туризма на Крайнем Севере. Поле для исследований у "Полярного кольца" большое – от России до Канады.
За ходом экспедиции можно будет следить в Интернете. Это долгоиграющий проект, теоретически разрабатываемый уже третий десяток лет. Первый практический вызов Арктике в рамках этого кругосветного проекта полярники под руководством исследователя Владимира Чукова бросили в 2002 году. Последнее путешествие экспедиции запланировано на 2014 год.
К 2011 году исследователи успели превратить Арктику в полигон для испытания российских технических ноу-хау. С 2002 года опробованы пять моделей уникальных российских вездеходов. В нынешний поход отправится шестая модель шестиколесного полноприводного вездехода, которая, по словам Владимира Чукова, "позволит пройти маршрут по суше и проливам, который еще никто не проходил", длиной около 8 тысяч километров.
Диаметр колес российской чудо-машины – 1700 мм, что повышает ее проходимость и плавучесть по сравнению с предыдущей моделью с диаметром колес 1300 мм. Предполагается, что новый полярный "танк" будет еще "вездеходнее" и сможет передислоцировать экспедицию по "каше" дрейфующих льдов.
По дрейфующим льдам предстоит пройти немало – по примерной оценке, свыше 3 тыс. километров. Экспедиция стартует на острове Средний архипелага Северная Земля, пройдет по плавучим льдам Северного Ледовитого океана к Северному полюсу и завершится у канадского поселка Резольют Бей. Путь может оказаться несколько длиннее, чем планировалось, поясняет Владимир Чуков, так как дрейфующие льды непредсказуемы, и путешественники могут столкнуться с дополнительными препятствиями.
Идти по Арктике с большим обозом физически тяжело и обременительно. Теряется координация действий, часть экспедиции может отстать, потеряться. Нынешняя экспедиция должна быть более мобильной. Запасы топлива (вездеходы работают на дизеле) будут пополнены на ледовой базе "Барнео" в 100 км от Северного полюса, которая начала работу в конце марта 2009 года. "Барнео" станет самым крупным перевалочным пунктом для экспедиции. На длительные остановки просто нет времени, исследователи должны успеть решить много задач.
Одна из таких задач – просветительская. Владимир Чуков надеется, что экспедиция привлечет внимание молодежи, которая, как правило, ничего не знает о российских полярных исследованиях и о технике, на которой они ведутся. Школьники порой не догадываются, на что можно направить свою энергию, говорит полярник, и важно заинтересовать их чем-то конструктивным, созидательным. Например – путешествиями.
Молодежь может заинтриговать акция "Капсула мира", считают арктические исследователи. Полярники опустят на дно Северного Ледовитого океана специальную капсулу с электронным посланием потомкам.
Но, по сути, напоминать об арктических исследованиях нужно не только будущим поколениям, но и нынешним. Вокруг уникальной кругосветки существует информационный вакуум, поскольку, по мнению Чукова, СМИ слабо заинтересованы в освещении экспедиции. По его словам, масс-медиа куда больше интересуют разного рода кровопролития.
Если же исследователи откроют один из давних арктических секретов - как и где погиб самолет Леваневского, у литераторов появится материал для романа о современных путешественниках-героях – в духе "Двух капитанов" Каверина, к примеру.
Впрочем, даже если эта тайна, покрытая вечной мерзлотой, так и останется нераскрытой, ценность экспедиции от этого ничуть не уменьшится. Ведь главный ее смысл – в преодолении физических и моральных трудностей и "барьеров", выстроенных самой природой. Раньше об этом рассказывали и газеты, и романы. Сейчас отечественные "инженеры человеческих душ" чаще поэтизируют криминальные таланты, чем открытия путешественников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции