7 февраля стало известно, что глава Московского метрополитена с 15-летним стажем Дмитрий Гаев освобожден от должности начальника. На его место назначен Иван Беседин, бывший начальник Калининградской железной дороги.
Железнодорожник в третьем поколении
Дмитрий Гаев - не случайный человек в системе железных дорог: профессию он выбрал под влиянием своего близкого окружения, продолжив семейную традицию и став железнодорожником в третьем поколении.
В 1973 году он закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности "инженер путей сообщения - электромеханик" и устроился на работу помощником машиниста в депо "Москва-Сортировочная" Московской железной дороги. Там Гаев проработал недолго, и уже в 1979 году он был призван в армию, где до 1981 года служил заместителем командира роты дорожно-комендантского батальона. После окончания службы он стал старшим инженером Министерства путей сообщения и в 1982 году перешел на работу в партийные органы, став инструктором Сокольнического районного комитета КПСС, а в 1986 году - инструктором и консультантом в московском городском комитете КПСС, где курировал предприятия железнодорожного транспорта, в том числе метрополитена.
В 1990 году Гаев был назначен первым заместителем начальника Московского метрополитена Евгения Дубченко. Когда Дубченко был отправлен в отставку после конфликта с мэром Москвы Юрием Лужковым (в 1994 году Лужков вынес ему строгий выговор за понижение качества обслуживания пассажиров), Гаев был назначен на его место. С июля по декабрь 1995 года он был исполняющим обязанности, а 28 декабря его утвердили на посту руководителя ГУП "Московский метрополитен".
О пристрастиях Дмитрия Гаева известно немного. Как сообщается в прессе, "железнодорожник в третьем поколении" любит слушать джаз и авторскую песню, увлекается российской историей, а его любимые писатели – Соловьев, Радзинский и Гиляровский.
Подземный мир
При Гаеве в Московском метро была открыта Люблинская линия, а также линия легкого метро в Бутово. В 2007-2008 годах были открыты строившиеся более 15 лет станции "Трубная", "Сретенский бульвар" и "Строгино". На линиях была начата эксплуатация составов с асинхронным приводом типа 81-740/741 "Русич". В метро была организована система видеонаблюдения. Еще до 2000 года в связи с ростом населения Москвы метрополитен начал работать с перегрузкой, перевозя более 8 миллионов пассажиров в день вместо 6-6,5 миллионов, на которые он был рассчитан: Гаев заявлял, что исправить данную ситуацию можно строительством новых линий, однако жаловался на ограниченное финансирование со стороны федеральных властей и предупреждал о том, что скоро метрополитен перестанет справляться с растущим пассажиропотоком.
Много внимания Гаев уделял модернизации системы оплаты проезда: вместо жетонов были введены сначала контактные, потом бесконтактные карты. Начальник метрополитена обещал также введение системы оплаты проезда при помощи кредитных карт и был генеральным конструктором проекта "Социальная карта Москвича". Благодаря последней была упорядочена система проезда пассажиров-льготников, что вместе с ростом доходов от рекламы и сдачи в аренду площадей и инфраструктуры для операторов связи позволило Московскому Метрополитену с 2005 года стать рентабельным предприятием и начать приносить прибыль.
По утверждениям Гаева, сам он пользуется метро каждый день.
"Большой начальник"
В апреле 2005 года Гаев оказался в центре скандала: на борту самолета "Аэрофлота", летевшего в Токио рейсом SU 583, Дмитрий Гаев подрался с бортпроводниками после того, как они воспрепятствовали желанию потерявшего над собой контроль начальника Московского метрополитена открыть дверь, чтобы "подышать свежим воздухом". По прилёту в Токио медики обнаружили на шее одного из бортпроводников следы попытки удушения. "Аэрофлот" отказал Гаеву в обратной перевозке из Токио в Москву.
Летом прошлого года московский метрополитен оказался в центре общественной дискуссии. Пассажиры обнаружили, что на своде арки реставраторы восстановили строчку из гимна Советского Союза: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". Правозащитники обвинили Гаева в пропаганде тоталитаризма, а коммунисты благодарили за подарок.
Бывший начальник московского метро никогда не скрывал, что его главной детской мечтой было желание стать большим начальником. И до сих пор, признался он в одном из интервью, карьера оставалась смыслом его жизни: "Карьера - самовыражение человека. Лично я всегда стремился занять такую должность, чтобы надо мной было как можно меньше согласующих и указующих инстанций. Придумал что-то - надо реализовывать, а как? Если ты внизу служебной пирамиды, чрезвычайно трудно довести дело до конца. Но если есть характер и настойчивость, добьешься своего, а, достигая цели, одновременно вырастешь как профессионал и личность. Моя мечта сбылась: я вышел на высокий должностной уровень, могу принимать важные решения, нести за них ответственность, реализовывать их, как считаю нужным, и получать от всего перечисленного моральное удовлетворение..."
В декабре 2010 года Генпрокуратура РФ сообщила, что выявила нарушения со стороны руководства московского метрополитена, и предложила мэру Москвы Сергею Собянину рассмотреть вопрос об увольнении Дмитрия Гаева.
В результате проверок выяснилось, что за последние десять лет он незаконно получил доход в 112 миллионов рублей от возглавляемого им предприятия. По информации Генпрокуратуры, руководство метрополитена заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров.
КСП, со своей стороны, выявила нарушения в работе московского метрополитена на 3,3 миллиарда рублей за три года.