МОСКВА, 7 фев - РИА Новости. Система художественного образования в России срочно нуждается в реформировании, иначе она просто разрушиться, сказал в понедельник на парламентских слушаниях, посвященных вопросам художественного образования, министр культуры РФ Александр Авдеев.
В начале время февраля были завершены общественные обсуждения нового базового законопроекта об образовании. Теперь он должен пойти на рассмотрение в Госдуму, а пока думский комитет по культуре готовит рекомендации по устранению недостатков, которые имеются в документе в части художественного образования.
"Сейчас мы дошли до предела - если не принять необходимые меры, система художественного образования может рухнуть", - заявил министр культуры.
По его словам, сейчас 40% зданий, где обучаются дети и студенты, требуют срочного ремонта, а 15-16% и вовсе находятся в аварийном состоянии.
Речь, впрочем, идет не только о плохом состоянии материально-технической базы и низкой оплате труда преподавателей, которая, по данным Авдеева, в среднем составляет 5,670 тысячи рублей, в то время как прожиточный минимум - 5,707 тысячи рублей.
Министр отметил, что за многими учреждениями не закреплены общие нормы - например, отсутствует единая форма сертификата об окончании детской школы искусств, а за некоторыми творческими ВУЗами не закреплен юридический статус.
"У нас есть 20 нетиповых образовательных учреждений, где учатся 5,730 тысячи одаренных детей от 7 до 17 лет, из этих школ и выходят звезды нашей культуры в балете, музыке, изобразительном искусстве", - пояснил министр.
Он уверен, что за этими учреждениями необходимо закрепить статус предпрофильного образования.
"Что касается ВУЗов, то идет чехарда с названиями - то академия, то университет, - продолжил министр. - Надо оставить им исторические названия, ничего не придумывать, чтобы они могли иметь ученые советы и защиту диссертаций".
Также, уверен министр, второе высшее образование в сфере культуры надо сделать бесплатным. По словам Авдеева, из-за того, что второе высшее образование в сфере культуры сейчас является платным, существует кризис кадров среди режиссеров театра и кино, а также дирижеров.
"Первопричина текущей ситуации в художественном образовании - недооценка роли культуры в нашем обществе", - заключил министр.
Как отмечают в думском комитете по культуре, среди плюсов статьи о художественном образовании - закрепление правого статуса специализированных программ: тех, которые рассчитаны на подготовку детей для поступления в профильные ВУЗы и последипломных.
Но есть и недостатки - в частности, обсуждаемый документ не решает вопросы финансирования образовательных организаций, нагрузки на преподавателей и повышения зарплаты.
Кроме того, в нем не закреплен статус профильных университетов, а из перечня образовательных организаций исчезли академии, что, как прогнозируют, способно повлечь серьезные проблемы для традиционной российской системы высшего образования в сфере искусства.
В связи с этим были разработаны соответствующие рекомендации для Минобразования, Минкультуры, правительства РФ и Госдумы, направленные на устранение этих недочетов.