Рейтинг@Mail.ru
Почему суданский президент не боится революции? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему суданский президент не боится революции?

© РИА Новости / Денис Малков Видно, суданские власти не боятся, что их страну по примеру Туниса и Египта охватит "революция"...
Видно, суданские власти не боятся, что их страну по примеру Туниса и Египта охватит революция...
Читать ria.ru в
Дзен
Видно, суданские власти не боятся, что их страну по примеру Туниса и Египта охватит "революция", несмотря на все призывы оппозиции к народу выходить на улицу. Иначе вряд ли бы суданский президент Омар аль-Башир рискнул покинуть страну и уехать на двухдневный саммит Афросоюза именно в тот день, на который были намечены массовые демонстрации в Хартуме.

Юлия Троицкая (Судан), РИА Новости.

Видно, суданские власти не боятся, что их страну по примеру Туниса и Египта охватит "революция", несмотря на все призывы оппозиции к народу выходить на улицу. Иначе вряд ли бы суданский президент Омар аль-Башир рискнул покинуть страну и уехать в Эфиопию на двухдневный саммит Афросоюза именно в тот день, на который были намечены массовые демонстрации в Хартуме.

Почему же все-таки аль-Башир не боится повторения тунисского, а теперь уже и египетского сценария развития событий? Так уверен в мощи и надежности армии и полиции, в народной поддержке?

Конечно, силы безопасности дремать не стали и быстро разогнали те несколько сотен студентов, которые вышли требовать отмены повышения цен на бензин и продукты питания в день участия президента в саммите Афросоюза. Кстати, никаких антиправительственных лозунгов демонстранты не выкрикивали.

И, похоже, разогнали студентов для их же блага, потому что когда толпа молодежи двинулась в центр Хартума, к ним стали присоединяться люди совсем с другим настроем. Эти наоборот кричали лозунги в поддержку действующего президента.

То есть, смешались два потока - антиправительственный и проправительственный. И сторонников президента было ничуть не меньше, чем его противников. Вмешательство полиции предотвратило возможные драки между теми и другими.

Разумеется, оказавшись вблизи "революций", суданская полиция бдит, но, как можно видеть на примере Египта, даже пули не останавливают людей, если они доведены до отчаяния.

Смотреть фотоленту "Сгоревшие машины и танки на улицах - хаос в Египте глазами очевидца" >>

У суданского президента много противников, но немало и тех, кто его поддерживает, несмотря на то, что совсем недавно президент наотрез отказался снижать цены на бензин и основные продукты питания, которые в Судане очень высоки, а с начала года стали еще на 40% выше. Сказал как отрезал: цены снижать не будем, но будем увеличивать зарплаты в госсекторе и оказывать персональную помощь тем, кто бедно живет.

Однако при всем этом суданцев не переполняют такой силы гнев и недовольство против президента и правительства, как египтян, которые открыто говорят, что ненавидят своего президента и называют его "убийцей".

Впрочем, судьба аль-Башира в чем-то схожа с жизненным путем его египетского коллеги. Он, конечно, значительно младше Мубарака, которому 82 года.

Аль-Баширу 67 лет, но он тоже военный. В 1966 году окончил военный колледж около Северного Хартума и получил звание лейтенанта. Военную службу проходил в основном в воздушно-десантных войсках. Прошел подготовку инструкторов воздушно-десантных войск в Академии имени Насера в Египте, в составе суданского контингента участвовал в Октябрьской войне 1973 года на суэцком фронте.

Во власти аль-Башир тоже не новичок, он правит Суданом почти столько же, сколько бежавший президент Туниса - 22 года. К власти пришел в результате государственного переворота в июне 1989 года, когда, будучи бригадным генералом, возглавил группу старших офицеров и отстранил от власти гражданское правительство Садыка Махди.

Западные страны и мировые СМИ давно приклеили к аль-Баширу ярлык "диктатора" - в отличие от Мубарака и Зина аль-Абидина.

Но почему тогда в Судане, где люди живут значительно беднее Туниса (как говорит один мой знакомый тунисец, лучшая улица Хартума выглядит как худшая улица Туниса) и хуже, чем египтяне (при сходных заработках цены в Судане намного выше египетских), народ все-таки не проявляет явного стремления свергать своего "диктатора"? Это выглядит еще более странно, если учесть, что на последних выборах в апреле прошлого года "диктатор" аль-Башир набрал всего 69% голосов, чтобы стать президентом. В то время как Мубарака на выборах в 2005 году поддержали более 88% египтян, а уж бен Али в 2009 году - вообще более 89%.

Но главное отличие упомянутых стран - наличие в Судане большей политической свободы. "У нас хотят - президента ругают, хотят - правительство, хотят - правящую партию, проблем нет", - совершенно спокойно сказал мне один правительственный чиновник. В Судане и рядовые граждане, и журналисты, и политики позволяют себе высказываться очень откровенно и против правительства, и против президента.

И когда недавно оппозиционная партия Умма выдвинула ультимативные требования к правительству, грозя вывести на улицы людей, президент сам поспешил приехать к лидеру партии, чтобы обсудить с ним их условия и заверить, что требования оппозиции услышаны и рассматриваются.

Еще один момент: то, что аль-Башир - диктатор, не говорил только ленивый, а закручивание гаек в Египте и Тунисе проходило мимо внимания мирового сообщества. Явную антипатию своих народов правители Египта и Туниса заслужили, вероятно, тем, за что их так восхваляли и продолжают хвалить в других странах. Это так называемая "прозападность", "светскость", "демократичность", хотя где у этих двоих углядели последнее, остается непонятным.

В отличие от Мубарака и Зина аль-Абидина, суданский президент никогда не выказывал себя политиком, склонным к тесной дружбе с Западом, или светским правителем. Он никогда не стремился построить из Судана даже подобия светского государства, что так нравилось в Египте и Тунисе внешним наблюдателям, но, видимо, не очень-то приходилось по вкусу людям, которые там живут.

Он всегда строго придерживался исламских традиций и не перестает откровенно заявлять, что альтернативе существованию в Судане государства, простроенного на принципах шариата, нет.

Это только живущему по своим правилам западному миру кажется, что бедные восточные общества спят и видят, как бы им освободиться от тисков религии, и думают, что религия - это страшная обуза. На самом деле, наказание для глубоко религиозных людей, которых в арабском обществе больше, чем в каком-либо другом, - это жить в светском или полусветском государстве.

Предложи в том же Судане сделать общество светским, отделить религию от государства, чтобы женщины перестали покрывать волосы и отказались от скрывающего их тело суданского "тоба" в пользу мини-юбок и декольте, а молодежь жила друг с другом, не скрепляя брака в мечетях или церквях, они сами откажутся от этого наотрез.

Потому что это их традиции, история, жизнь многих поколений людей. И даже те, кто временно оказываются вырваны из этой атмосферы, уезжая учиться или работать в страны с другим образом жизни, непременно возвращаются к своим истокам и не хотят жить по-другому, несмотря на навязываемые глобализмом, интернетом и голливудскими фильмами стереотипы.

Складывается впечатление, что Мубарак за время своего правления не заметил, что его страна изменилась, что он один остался таким прозападным и светским, а вокруг уже совсем другие люди. Ведь это только туристам кажется, будто египтяне не слишком религиозны, и им очень нравится западный образ жизни.

За время правления Мубарака подавляющее число женщин сменило европейский стиль одежды на скрывающие фигуры абайи и платки, в стране стали чрезвычайно популярны религиозные курсы. При этом большинство людей сами проявляют настойчивое желание изучать свою религию и жить по религии.

В отличие от Египта, в Судане нет сильной религиозной оппозиции, которая встречает серьезную поддержку у людей не только из-за духовной составляющей их идеологии. Исламские партии и их фонды в арабских странах - это те, кто помогают людям в нужде, когда о них забывают власти. Как, впрочем, и церкви.

В Судане само государство стоит на таких позициях, и, что бы там ни говорили наблюдатели со стороны, которым это может нравиться или нет, но сами граждане этой страны в большинстве своем поддерживают такую политику.

Да, в Судане у людей меньше личной свободы, чем в Египте или в Тунисе. Здесь спиртное не продают даже в гостиницах. Нет баров, ночных клубов и дискотек. Все вечеринки, включая свадебные торжества, если отмечаются вне дома, заканчиваются не позднее полночи, а в основном - в 11 часов вечера. Но зато большинство людей читает прессу - не потому, что там новости из жизни "звезд", а потому, что могут найти там разные мнения по поводу ситуации в своей стране.Именно поэтому суданский президент позволяет себе покидать страну, казалось бы, в самый неподходящий для этого момент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала