Дмитрий Виноградов
МОСКВА, 3 фев — РИА Новости. Главврач детской стоматологической поликлиники № 6 Юго-Восточного округа Москвы, инвалид второй группы и ветеран труда Валерия Шошина рассеянно смотрит на склад, в который за последние дни превратилась ее "трешка" у метро "Братиславская".
Люблинский районный суд отказал ей в отсрочке выселения из квартиры, где она прожила около 10 лет и которую считала своей – по крайней мере, так она поняла обещания московских чиновников.
За "делом Шошиной" напряженно наблюдали еще почти две сотни врачей юга столицы, живущие точно в такой же ситуации – на "птичьих" правах.
Дело врачей
Из картонных коробок торчат фотографии, личные вещи, детские игрушки. Переезжать Шошиной некуда, и в ближайшее время она собирается жить в детской стоматологической поликлинике №6, где работает главврачом. Другого жилья у Шошиной и ее дочери, которая тоже работает врачом в этой же клинике, теперь нет.
"Конечно, мы не ожидали, что все закончится именно так", — только и может сказать Шошина и начинает плакать.
В середине 90-х Валерию Шошину, имевшую работу и жилье в другом районе Москвы, пригласили работать в район новостроек около метро "Братиславская" — здесь создавались новые клиники, которые нужно было укомплектовать кадрами. Профсоюзные деятели и районные чиновники, отвечавшие за кадры новых клиник, обещали врачам, что через пять лет работы жилье оформят в социальный найм.
По крайней мере, такую возможность предусматривали и договора субаренды квартир, подписанные врачами с департаментом здравоохранения (настоящим хозяином квартир был город, а распоряжался ими департамент жилищной политики, передавший департаменту здравоохранения эти квартиры в аренду). Правда, для этого врачам пришлось отказаться от муниципального жилья, бывшего у них в других районах Москвы и Подмосковья, и выйти из очередей на получение жилья или улучшение жилищных условий.
После окончания действия договора, вспоминают медики, им сообщили, что пять лет за "шикарные" квартиры у метро – слишком маленький срок и неплохо бы отработать еще пятилетку. Правда, из новых договоров перспектива социального найма исчезла, но врачей уверяли: "Подписывайте, никого еще не выселили".
Послали на букву закона
А еще через пять лет, когда врачи попытались оформить социальный найм, они столкнулись с тем, что с юридической точки зрения это невозможно. А обещания никакой юридической силы не имеют. Да и гарантии врачам в свое время давали не нынешние руководители департаментов и окружных управлений, а их предшественники. Сегодняшние же ответственные лица за чужие обещания и решения ответственности нести не хотят.
Так, председатель Совета профсоюзов медработников Южного округа Фаина Манешина, про которую врачи говорят, что она будто бы давала им эти обещания, теперь это отрицает.
А начальник управления здравоохранения ЮАО Татьяна Попова предлагает следовать букве закона.
"В договорах есть пункт, который говорит – "возможно", — признала Попова в интервью 3-ему телеканалу. — Но там нет гарантии. И договор этот подписывался людьми не под дулом пистолета. Никто не обещал квартиру – что вот пять лет отработали и все, и эта квартира ваша".
Медаль вместо квартиры
На обращение Шошиной департамент здравоохранения Москвы сообщил, что заключение договора социального найма невозможно, так как департамент не является собственником этой квартиры – она по-прежнему находится в распоряжении департамента жилищной политики. Кроме того, в ответе, подписанном прежним первым замом руководителя департамента Сергеем Поляковым, отмечается, что право на социальный найм имеют только очередники, а Шошина, как и ее коллеги, в очередях не состоят.
"Нас просто заманили сюда, на окраину Москвы, обещаниями, — возмущаются коллеги Шошиной, собравшиеся на пока еще ее кухне. – За копейки пахали чуть ли не круглосуточно и без выходных, поднимали эти клиники с нуля, ходили на вызовы по бездорожью. Да, мы надеялись решить свой жилищный вопрос. И нам обещали это. К нам относятся как к крепостным — мол, никуда не денетесь, подписывайте служебный найм. Пока работаете, будете здесь жить".
Когда в 2008 году договор субаренды закончился, Валерия Шошина продлевать его отказалась. Тогда департамент жилищной политики подал в Люблинский районный суд иск о расторжении договора аренды с департаментом здравоохранения. В 2010 году суд этот иск удовлетворил. Шошина из-за переживаний сама превратилась в пациента – попала в больницу с гипертоническим кризом. Это немного отсрочило выселение.
Чиновники и суд остались глухи и к многочисленным заслугам Шошиной – она работает в здравоохранении уже 33 года, в том числе 19 лет как раз в этом округе. Шошина – ветеран труда, имеет медаль "За доблестный труд" и другие награды. Да и увольняться из своей клиники она не собирается. Однако медаль дать гораздо легче, чем квартиру.
Удаление стоматолога
Теперь коллеги Шошиной, помнящие слова чиновников "еще никого не выселяли", с ужасом ожидают своей участи. Ведь в аналогичной ситуации находится еще почти две сотни врачей.
Например, 15 февраля будет рассматриваться иск о выселении стоматолога этой же поликлиники Павла Попова. Его выселяют из двухкомнатной квартиры, в которой он живет с супругой – тоже врачом – и двумя детьми, причем младшей девочке всего два года.
Попову в департаменте жилищной политики говорят, что готовы пойти на выкуп, но только после соответствующего ходатайства департамента здравоохранения. Там, в свою очередь, отвечают (копии ответов есть в распоряжении РИА Новости), что ходатайствовать не могут, так как врачи не являются очередниками и, соответственно, право на выкуп не имеют.
"Восемь раз обращался в департамент здравоохранения с просьбой согласовать выкуп квартиры, но каждый раз получал отказ", — говорит Попов.
Не исключено, добавляет Павел, что он тоже на какое-то время будет вынужден переехать в поликлинику, которая, видимо, со временем превратится в общежитие для врачей.
Врачу, поселися сам!
Неврологу городской поликлиники №198 Татьяне Наумовой с двумя дочерьми сообщили, что по социальному найму она может претендовать только на коммунальную комнату на окраине города, куда ей предлагаю переехать с двумя взрослыми детьми. Второй вариант – выкупить свое жилье на коммерческих основаниях.
"Я подсчитала – за 20 лет я могу накопить только на пятую часть этой квартиры. Мне нужно сто лет проработать, чтобы купить квартиру", — говорит она.
А врач-терапевт поликлиники 59 (Южный округ) Татьяна Миронова теперь кусает локти, что в свое время ей пришлось отказаться от "однушки" в Подмосковье ради "трешки" на Борисовских прудах (метро "Каширская"). Ей тоже предлагают выкупить квартиру по коммерческой стоимости.
Лазейка для врача
Адвокат Александр Орлов, к которому врачи Южного округа обратились за юридической помощью, признает, что обещания, данные чиновниками и профсоюзами, никакого документального подтверждения не имеют. Они были получены на словах, и доказать сам факт их существования никак нельзя. Подписанные же врачами договора служебного найма возможности претендовать на квартиры не дают.
"Они подписывали то, что им давали, — сокрушается адвокат. – Пользовались их юридической неграмотностью. Да и просто бюджетники привыкли, что государство не может их кинуть просто так".
Впрочем, одну лазейку для своих клиентов Орлов все-таки видит.
"Согласно закону, в конце 90-х предоставить муниципальную собственность гражданину можно было только по социальному найму. Поэтому и была придумана схема – муниципальная собственность от органа, который вправе ей распоряжаться, то есть департамента жилищной политики, передается в аренду департаменту здравоохранения. Так якобы меняется правовой статус этого жилья. И уже департамент здравоохранения предоставлял жилье врачам, но не в социальный найм, а служебный".
Адвокат считает, что придуманная чиновниками схема незаконна.
"А по гражданскому кодексу к недействительной сделке должны применяться правила той сделки, которую стороны прикрывали. В нашем случае они прикрывали договор социального найма", — не теряет оптимизма адвокат.
Он собирается отстаивать интересы врачей в судах, а сами медики тем временем уже написали обращение мэру Москвы с просьбой разобраться в ситуации. Кроме того, они готовят серию митингов и пикетов, чтобы привлечь внимание к своей проблеме, и создали сайт.
Первая реакция последовала – от мэрии. В январе вопрос медиков рассматривали в Мосгордуме – на совместном заседании комиссий по здравоохранению и социальной политике. На совещании замруководителя департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун пообещал индивидуально разобраться с каждым случаем.
А Валерия Шошина тем временем продолжает собирать вещи.