Мне прислали на тест хорошенький нетбук от Toshiba: NB305-10K Yota 4G WiMAX (PLL3AE-03000TRU). Я так подробно привожу его наименование, потому что у него есть брат-близнец, у которого в скобочках стоит PLL3AE-01S00TRU, — тот дешевле на тысячу с небольшим рублей (15,2 тысячи против 16,4 тысячи рублей), не имеет возможности расширения памяти с гига до двух (в том, что мне прислали, уже стояло два) и имеет более медленную шину памяти (800 МГц против 1066 МГц), — я, во всяком случае, других отличий в характеристиках не заметил, попробуйте сами.
Вообще говоря, когда речь идет о нетбуках: концептуально не слишком мощных компьютерах, — такие разницы не особо заметны, — однако и разница в цене невелика, так что, если деньги не последние, скопленные месяцами отказа во всём, — стоит заплатить эту добавочную тысячу: она, возможно, скажется, когда вы набьете систему множеством задач. Что в поездках очень даже бывает, хоть бы и у меня.
Не случайно пятым словом «Огорода» пошло «хорошенький». Нынешние нетбуки, — во всяком случае, в одной ценовой категории ($450-$550) более всего различаются внешностью, в остальном у большинства из них всё крайне похоже, да и надежность, по разговорам со знакомыми, приблизительно одинакова. Еще у кого-то может вызвать положительные/отрицательные эмоции название марки, — но есть такие brand name в мире ноутбуков, против которых вряд ли у кого возникнет внутренний протест. И в их числе, конечно (едва ли не на первом месте) окажется Toshiba. Знаменитая еще в те поры, когда ноутбуки выпускал даже не десяток фирм. Не могу без умиления вспоминать собственную черно-белую Toshib’у, приобретенную мною лет, не соврать, еще 15 назад.
Еще из существенных отличий можно назвать набор гнезд расширения: в основном — либо три гнезда USB, либо два — зато еще и ExpressCard, и — размеры клавиатуры: полноценно-ноутбучная (или почти полноценно-ноутбучная) или уменьшенная. Когда я выбирал нетбук для себя, я выбрал Amilo mini от Fujitsu Siemens, но, кажется, просчитался: устройства стандарта ExpressCard дороги и немногочисленны и, главное, всегда имеют USB-аналоги, а уменьшенная клавиатура все-таки затрудняет печать и увеличивает число опечаток, а, стало быть, и время работы.
В этом отношении NB305-10K Yota 4G WiMAX вполне стандартен: три USB и большая (для нетбука) клавиатура. Нестандартен он в другом: у него внутри спрятан, как видно и из названия, адаптер Yota. Что теоретически позволяет быть в Сети всегда, ну, во всяком случае, — в зоне покрытия Yota. Правда, не факт, что встроенный адаптер 3G был бы хуже, во всяком случае — сети 3G распространеннее, если не иметь в виду какие-то конкретные населенные пункты.
«Огород», собственно, в основном и будет посвящен именно работе тошибовского нетбука с Yota, — ну, то есть, моему опыту этой работы, — но сначала всё же хочется сказать и о самом нетбуке.
Он несколько длиннее моего Amilo mini, но зато несколько и уже, что связано с чуть большей диагональю экрана, — и удобнее по широкой клавиатуре (на которой, в моем, возможно — тестовом — экземпляре не было гравировки русских букв, — но сегодня это проблема совершенно плёвая). Экран у него глянцевый: решение, имеющее, по моему ощущению, сторонников ровно столько же, сколько противников. Да, иной раз отсвечивает, зато картинка четкая и черная. На переднем обрезе у него лампочек, почти как на ёлке, аж девять штук (это против моих-то трех), а включение осуществляется полукольцом молочной кнопки на шарнире. Всё, конечно, пластмасса, — но сделано под металл: клавиатурная часть под чистый алюминий, крышка — под анодированный. Ну, в общем, и смотреть на нетбук приятно, и работать за ним, — только вот декларированная на вышеуказанных сайтах долгоиграемость (> пяти часов), безусловно, — типичный рекламный трюк и враньё. У меня NB305-10K ни разу не проработал от батарейки дольше стандартных двух с половиной часов. Конечно, если пригасить экран в нуль, выключить звук и все средства связи, да еще и не дотрагиваться до клавиш, — может, он проработает и дольше. Но всё равно — никак не пять часов! И особенно — со значком «>». Впрочем, возможно, дело в том, что я тестировал сэмпл…
Теперь, наконец, давайте уже про Yota. Начнем с того, что ее адаптер 4G WiMAX каким-то загадочным (для меня) образом совмещен с адаптером WiFi, так что заставить работать их оба сразу мне так и не удалось. Либо одно, либо другое: клавишей Fn вызывается верхний бар и при нажатии на виртуальную кнопку беспроводных сетей можно выбрать либо WiFi, либо WiMAX. Либо и то, и другое — отключить. Да и в диспетчере устройств, в разделе сетевых адаптеров, мы видим рядышком вполне реальный Intel Centrino WiMAX 6250 и (судя, как минимум, по названию) вполне виртуальный Microsoft Virtual WiFi Miniport Adapter. Что заставляет предположить единственное устройство, умеющее работать в разных режимах. Но — попеременно. Сказать честно, я в этих программно-аппаратных тонкостях разбираюсь мало, так что поправьте, если ошибся: к такому выводу меня привели практика и чистая филология.
Переключаться из режима WiMAX в режим WiFi можно, как минимум, двумя способами. Либо вызвав «верхнее» меню через кнопку Fn и там отключить значок Yota и включить значок WiFi, либо — через специальное Yota-окошко (Yota Access): при выключении Yota появляется возможность включить WiFi. Но это — если повезет. Если нет — никакими силами WiFi в верхнем баре не включишь, а в Yota-окошке бесконечно будет помигивать фраза «Включение WiFi» — без каких бы то ни было результатов. Правда, перезагрузка помогает. То же, приблизительно, относится и к засыпанию по закрытию крышки нетбука: иной раз он и впрямь засыпает, иной — Yota не позволяет ему это сделать. Закономерности эффекта я не обнаружил.
Ну это ладно, бог с ним. Неудобно, — но, может, драйвер обновят или как-нибудь хитро приноровишься. Другой разговор — сама работа Yota.
Года два назад, когда, спустя недолгое время после введения в действие этой услуги, я ее тестировал, — до моего дома Yota не добивала категорически. Я ездил по Москве, отыскивая местечко, где она все же подхватится. Ближайшим к моему дому таким местечком оказался тогда перекресток Ленинского с Ломоносовским. На пятачке, диаметром приблизительно метров в двести, Yota работала роскошно, с удивительной скоростью. В те же времена Yota держалась практически без сбоев и при сквозном проезде через центр Питера, и при объезде Питера по кольцевой.
Сегодня у меня дома Yota место быть имела, причем полноценно, на четыре палки. Заодно уж замечу, что этот эффект по Москве не повсеместен, и что у нескольких моих знакомых дома Yota либо не ловится вообще, либо ловится на одну-две палочки, причем усилитель от ZyXEL помогает очень плохо. Несмотря на то, что палок у меня дома — все четыре, скорость очень разная: от 10 кбит/сек до 500, а то даже и 600. Всё зависит… ну, я даже не знаю от чего. Может быть, от погоды. Скорее — от степени загрузки сети. Для сравнительно долгосрочной проверки я выбрал вот какую задачу: закачать торрент, на раздаче которого было достаточно народа, чтобы быть уверенным, что закачка займет всю возможную ширину канала. Включил закачку и стал наблюдать за скоростью через μTorrent. Скорость колебалась от уже названных 10 кбит/сек до 60, 120, даже — 150. Понаблюдал, пошел спать. Среди ночи проснулся, глянул на экран. Скорость была заметно за 500 кб/сек. То есть — где-то в районе заявленных Yota 6 Мбит/сек. Как говорил Лукашенко, белорусский народ будет жить плохо, но недолго. К утру скорость вернулась где-то к сотне, а там и упала до средних 20. Так или иначе, торрент качался у меня два с половиной дня, что — с учетом ночных обострений — дало среднюю скорость закачки где-то сотни в полторы кб/сек. Что касается скорости восходящей, — она была вообще едва заметной.
При нажатии на значок Yota на ее панельке можно попасть на их сайт, а там — стоит сетевой спидометр, по типу того, что можно найти на speedtest.net. И, измеряя скорость с его помощью, я постоянно получал разные значения, однако, если скорость «ко мне» была более или менее заметна, — от одного аж до четырех с половиной Мбит/сек, — скорость обратная там не поднималась выше десятых долей Мбит/сек. Я не знаю, может, у них быстрее не получается, а может, как многие провайдеры, они режут восходящую скорость для борьбы с пиратством («Огород» «Спокойно, Маша! Я — Дубровский!»), — однако понятно, что приспособить Yota для постоянной закачки торрентов удастся вряд ли: ваши рейтинги на раздачах мгновенно упадут в нуль.
Теперь — про предмет главного хвастовства Yota при ее рождении: что она позволяет быть в Сети в движении до 80 км/час. Ну, постоянно обеспечить 80 км/час по нынешней скользкой, всей в пробках, Москве, мне, конечно, не удалось (а за городом, скорее всего, не было бы Yota), но я — под водительством супруги — проехал с включенным ноутбуком и подключенной Yota, от дома (метро «Проспект Вернадского») до Дома кино (в районе Тишинки) и назад, причем туда мы ехали по набережным, назад — по Садовому. Сразу скажу, что сигнал Yota пропадал вообще очень изредка, ну, раз пять-шесть на протяжении всего пути, и пропадал ненадолго, — прогресс в покрытии очевиден, хотя несколько досадно, что провалы — даже на Садовом — всё еще существуют.
Число палок от точки к точке, правда, менялись, но даже одна — и та обеспечивает какую-никакую, а связь. Обнаружилось другое: то тут, то там, при всех четырех палках, Yota выставляла на своей панели желтый кружок с восклицательным знаком и информировала, что «в этом районе сеть временно перегружена».
Во время поездки — в качестве теста — я запустил потоковую трансляцию «Эха Москвы» через сайт Рамблера. Там есть три режима: 128 кб/сек, 64 и, наконец, для самого хилого интернета, — 32. Так вот: со 128-килобитной скорости Yota соскакивала то и дело, 64-килобитную — в общем, держала, но иной раз приходилось уходить (правда, ненадолго) и на 32.
Вот такой у Yota я обнаружил интернет-сервис.
Не знаю, думаю, что при московских реалиях 3G давал бы еще худший результат, а на моем пути, — что туда, что сюда, — значок 3G у моего Beeline вообще чаще пропадает, чем появляется. Но назвать Yota иначе, чем паллиатив, язык у меня не поворачивается.
Пожарный выход.
Ну, то есть, у кого нет никаких провайдеров (есть у меня один такой приятель). Или кому важна скорость где-то вне точек постоянного пребывания.
Странным мне показался и способ, которым Yota собирает с пользователей денежки. Во-первых, при огромной нестабильности ее связи, честной, на мой вкус, была бы оплата прошедшего сквозь потребителя трафика, а не время пребывания в Сети, порою — крайне бесплодное. Во-вторых, — они хитро прикинули, что если у человека отключился, скажем, основной провайдер, — ему всё равно захочется интернета, — и он подключит «сутки» Yota за 90 рублей (меньше нельзя). При том, что «месяц» стоит 900! Что-то вроде «проездных» в Европе. Это, конечно, их дело, но меня такая тарификация морально жмет настолько, что я стал бы с Yota связываться только в случае крайней необходимости.
То есть — в случае пожара.