МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Концепция реформы российской цирковой системы, размещенная на сайте Минкультуры в середине января, предполагает увеличение государственных дотаций в эту область искусства, но не содержит конкретных предложений по выходу из творческого и экономического кризиса, считает директор, художественный руководитель Большого московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.
Еще в январе 2010 года Минкультуры заявило о том, что готовит кардинальную реформу всей российской цирковой системы - как имущественную, так и административную. В ее проекте прописано, что Росгосцирк как система управления всеми цирками страны и распределения госфинансирования продолжит осуществлять свою деятельность, но региональным циркам будет предоставлена большая финансовая и творческая самостоятельность. Разработчики концепции признали важной необходимость выделения денег из госбюджета на реставрацию зданий региональных цирков, многие из которых находятся в аварийном состоянии.
"Я не увидел в концепции конкретных предложений для выхода из кризиса - сплошные лозунги и общие идеи. Единственное, что сразу бросается в глаза - это такой посыл: многие цирки нужно ремонтировать, поэтому дайте нам побольше бюджетных денег", - сказал Костюк.
Он отметил, что аварийное состояние зданий региональных цирков - это только одна беда российского цирка. Но есть и другая - неэффективность работы действующей системы управления этой отраслью, а отсюда - экономический и творческий кризис. По словам Костюка, главный минус концепции в том, что в ней как раз и не прописаны рычаги, с помощью которых будет реформироваться российская цирковая система.
"Провозгласить идею легко, а как воплощать ее в жизнь - вот что самое главное. Я не увидел в концепции реформы конкретных предложений, которые гарантировали бы, что государство выделит деньги на ремонты цирков, а через 10-15 лет они будут в состоянии зарабатывать сами и приносить прибыль", - пояснил собеседник агентства.
Леонид Костюк рассказал, что, к сожалению, его не привлекали к разработке концепции реформы, а у него есть несколько интересных идей, которыми он готов поделиться.
По его мнению, беда сегодняшней цирковой системы в ее централизованности - из Москвы сложно решать проблемы региональных цирков из-за их удаленности.
Поэтому, считает Костюк, цирковое пространство России можно было бы поделить на штаты, в каждом из которых небольшие, кустовые цирки объединились бы вокруг базового, постановочного цирка-студии, где бы создавались новые программы, номера. В каждом базовом цирке можно создать целую постановочную группу с главным режиссером, балетмейстером, тренерами, режиссерами отдельных номеров.
"Постановочные цирки будут отправлять свои номера в кустовые и вообще регулировать их деятельность. Затем такие цирковые штаты могут обмениваться программами. При этом цирковые объединения будут подчиняться головной общероссийской компании", - пояснил Костюк.
По его мнению, такая система штатов - вполне возможный вариант развития системы, потому что в каждом регионе найдется базовый цирк с сильным уважаемым руководителем. Кроме того, отметил собеседник, легче будет следить за расходованием выделяемых бюджетных средств. Деньги будут поступать в базовый цирк, а оттуда распределяться по кустовым в зависимости от их нужд. Контролировать этот процесс смогут и базовый цирк, и центральная компания, и министерство культуры.
"К тому же появится здоровая конкуренция между цирковыми объединениями. Они смогут торговать своими номерами. И понятно, что плохие аттракционы, наш цирк, например, покупать не будет. Появится стимул для творчества", - добавил Костюк.
Обсуждение реформы планируется завершить в марте, а затем вынести ее на обсуждение в правительство.