2 февраля Римско-католическая церковь отмечает Сретенье Господне.
Сретение – праздник, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. При входе в храм ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме.
Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения. Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: "Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:29-32).
В иерусалимской традиции V–VII веков были распространены два основных названия праздника – Встреча Господа (Сретение) и праздник Очищения. Православная Церковь делает особый акцент на встрече, отсюда и принятое ею название праздника – Сретение Господне. Римско-католическая церковь долгое время акцентировала внимание на обряде очищения, совершенном в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день, когда это произошло, назывался днем Очищения Блаженной Девы Марии (Purificatio Beatae Mariae Virginis). Это название господствовало в средневековых латинских источниках и окончательно было зафиксировано римским Миссалом (богослужебная книга, содержащая тексты для совершения литургии (мессы) 1570 года. Однако в Миссале 1970 года, отредактированном в соответствии с постановлениями Второго Ватиканского Собора (1962‑1965) праздник стал именоваться Представление Господа (в храме) – Presentatio Domini.
Праздник Представление Господа (в храме) отмечается на сороковой день от Рождества Христова.
Для данного праздника особенно характерен мотив света, потому в некоторых странах святая месса второго февраля называется "Мессой света" (Lichtmesse), а сам праздник в европейских языках обозначается термином Chandeleur ("светильник").
В праздничной литургии доминирует процессия со свечами, во время которой звучит антифон (песнопение), взятый из Евангелия от Луки (2:32): "…свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".
"Книга римских понтификов" ("Liber Pontificalis") утверждает, что обычай проводить торжественную процессию ввел папа Сергий I Сирианин (687‑701). Она начиналась от Римского форума и шла в важнейшую из римских церквей, посвященных Матери Божьей, – базилику Santa Maria Maggiore. В руках у участников процессии были свечи. Характер этой процессии был покаянный: у папы и диакона было черное облачение. Это, скорее всего, было связано с тем, что процессия в честь христианского праздника вытеснила собой языческую процессию кающихся, которая каждые пять лет в начале февраля проходила как общегородская процессия (Amburbale).
В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса "светом к просвещению язычников", в праздник Сретения в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников