Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Президент России принял решение о смене руководства Объединенной авиастроительной корпорации. Об этом сообщил помощник президента Аркадий Дворкович. Вместо Алексея Федорова ОАК возглавит Михаил Погосян, ранее первый вице-президент корпорации. Юридические процедуры пока не завершены, но смену главы ОАК уже активно обсуждают в прессе. Что ждать от Погосяна в новой должности?
Неудивительная отставка
Официально озвученная причина смены руководства ОАК - недостаточное финансирование НИОКР и инноваций. Неофициально же специалисты говорят о провале в реализации ряда программ, особенно в области гражданской авиации.
Говоря о состоянии ОАК в целом, необходимо выделить два основных направления. Первое - боевая авиация. С ней все достаточно благополучно. Входящий в состав ОАК авиахолдинг "Сухой" (его до последнего времени возглавлял Михаил Погосян) является одним из крупнейших в мире поставщиков боевых самолетов, которые пользуются устойчивым спросом.
В сфере же гражданской авиации положение куда сложнее. Россия лишилась производства дальнемагистральных лайнеров, в кризисе находится производство самолетов Ту-204 - единственного отечественного среднемагистральника, с большим трудом разворачивается программа возобновления производства военно-транспортных самолетов.
Регулярно срываемые сроки запуска в производство и ввода в эксплуатацию новых машин, трудности с исполнением имеющихся контрактов и прочее - вся эта сумма проблем, накопившихся в ОАК, в итоге и стала причиной смены руководства корпорации.
Новый лидер
Михаил Погосян, который сменит Алексея Федорова в должности главы ОАК, наверное, один из лучших возможных кандидатов. "Погосян - один из самых успешных менеджеров российского авиапрома. Сегодняшнее положение АХК "Сухой" - целиком его заслуга, - считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. - Михаил Погосян стал ключевой фигурой не только в российском, но и в мировом авиастроении. Возглавляемая им компания занимает второе место в мире по экспорту боевых самолетов. При этом продажи самолетов семейства Су-27/Су-30 дают основную часть российского дохода от экспорта вооружений".
Главный вопрос, который возникает в связи со сменой руководства ОАК, - вопрос о возможных изменениях в производственной программе и перспективных планах корпорации. По мнению руководителя Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, "Погосян довольно осторожный руководитель, и вряд ли будет рубить с плеча". "Впрочем, ряд программ могут подвергнуться ревизии. В частности, это программа среднемагистрального самолета МС-21. Возможно, какие-то решения будут приняты в паре Ан-148 - SSJ, которым очевидно тесно на одном рынке", - добавил он.
Что может предложить ОАК
Говоря о состоянии перспективных проектов гражданских самолетов ОАК, выделим следующие направления, требующие оперативного вмешательства. Прежде всего, это программа производства самолета Ту-204СМ, перспективы которого продолжают оставаться туманными, несмотря на решение правительства о поддержке этой машины.
К концу десятилетия Ту-204СМ должен сойти со сцены, уступив место перспективному лайнеру МС-21. Первый полет этого самолета ожидается в 2015-16 годах. Но шансы МС-21 может серьезно сократить уже летающий самолет SSJ. На основе SSJ может быть разработан среднемагистральный лайнер, благодаря которому "Сухой" получит собственное разветвленное семейство гражданских машин.
Отдельно стоит упомянуть о ситуации в транспортной авиации. Здесь у России есть немало проектов - возобновление серийного производства "Руслана" и Ил-76, запуск в серию Ан-70, разработка перспективных транспортников легкого и среднего класса. Ситуация с этими проектами различна: если в перспективах Ил-76 и "Руслана" никто особо не сомневается, то перспективы среднего и легкого транспортного самолета - а это проекты Ил-214 и Ил-112 - более туманны, создание этих самолетов сильно запаздывает. Неясны пока и перспективы Ан-70, хотя в целом этот проект оценивается оптимистично.
Руководство "Сухого" всегда отличало исключительное чувство рынка, что позволило добиться значительных успехов с самолетами семейства Су-27/30, а затем получить весьма внушительный пакет твердых заказов на самолет SSJ еще до начала его серийного производства. Умение продать товар, который еще только предстоит создать, является весьма важным качеством менеджера современной авиационной корпорации, и Михаилу Погосяну предстоит повторить свои достижения на "Сухом" уже в более широком масштабе. Ему придется быть лоббистом всего российского самолетостроения в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции