Рейтинг@Mail.ru
Государственный фонд кинофильмов РФ (Госфильмофонд). Справка - РИА Новости, 01.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Государственный фонд кинофильмов РФ (Госфильмофонд). Справка

Читать ria.ru в

Премьер-министр РФ Владимир Путин во вторник посетит Госфильмофонд России и как председатель правительственного совета по развитию отечественной кинематографии проведет там второе заседание.

Главный российский киноархив - Госфильмофонд России официально был учрежден 4 октября 1948 г. как Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР на базе Всесоюзного фильмохранилища министерства культуры СССР, функционировавшего в середины 1930-х гг.

С 1992 г. -  Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

Территория Госфильмофонда - 170 га. На территории расположена копировальная фабрика, 12 хранилищ для роликов с пленкой и одно - для бумажной картотеки.

Госфильмофонд располагает самой большой по объему и одной из лучших в мире коллекций фильмов, насчитывающей более 65 тысяч названий, начиная от немых фильмов братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 г., до современных  российских и зарубежных картин: 334 дореволюционных фильма; боле 20 тысяч советского и новейшего периодов истории России; около 40 тысяч фильмов иностранного производства; 850 тысяч коробок; десятки тысяч фотографий и киноплакатов.

Коллекция Госфильмофонда непрерывно пополняется. В соответствии с законом "Об обязательном экземпляре документов", выход любой киноленты в российский прокат обусловлен передачей одной копии в собрание фонда, т.е. каждый прокатчик обязан прислать в Госфильмофонд одну копию фильма (отечественного или зарубежного), который выходит на экраны.

Задача Госфильмофонда - зарегистрировать отснятые картины, проверить их на качество, растиражировать, а затем сохранить как минимум на несколько сотен лет.

Эталонная копия фильма - единственная в своем роде. С эталона специалисты будут делать прокатные экземпляры.

Главное отличие этой крупнейшей синематеки мира состоит в том, что она принимает абсолютно все картины и не производит селекции.

В фонде не только собирают и хранят фильмы, там их реставрируют, давая картинам вторую жизнь. Фонд богат собранием архивных материалов по кино и библиотекой по вопросам киноискусства.

Госфильмофонд дает консультации по всем вопросам, связанным с коллекцией, рекомендует и отбирает фильмотечный материал для киностудий, телевидения, музеев и других организаций. Фонд принимает активное участие в создании новых игровых, документальных и телевизионных фильмов, предоставляя материалы своих коллекций.

На основе изучения и описания своей коллекции Госфильмофонд России ведет постоянную издательскую деятельность: составляются различные каталоги и справочники о фильмах и мастерах мирового кино. В связи с 60-летием Госфильмофонда и 100-летием российского кино Госфильмофондом были изданы книги "Кинокомедия XX века" Владимира Соловьева, каталог "На троне и на экране" (автор-составитель Евгений Барыкин); было профинансировано издание специального номера "Киноведческих Записок", посвященного Госфильмофонду.

Генеральный директор Госфильмофонда - Бородачев Николай Михайлович (с 5 ноября 2001 г.). 

Из истории Госфильмофонда

Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920-е гг. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов,  спасенная в 1932 г. от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым.

Это была коллекция немого кино, которая  усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в будущем и Госфильмофонда.

В 1933 г. Совет народных комиссаров принял положение о создании Главного управления кино-фотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась "организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)".

2 октября 1935 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект постановления о кино-негативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кино-фотопромышленности (ГУФК) "построить в 1936 г. центральное хранилище негативов в Москве…".

Сначала речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии "Мосфильм", однако затем строительство фильмохранилища было перенесено  в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 г.

В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал -  в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 г. киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы.

После войны хранилище пополнилось большим количеством трофейной кинопродукции. Оно уже не соответствовало реальным требованиям ни в части хранения кинораритетов, ни в том, что касалось научной их обработки.

28 сентября 1948 г.  Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о необходимости его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.

4 октября 1948 г. вышло постановление Совета министров СССР в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).

В 1957 г. Госфильмофонд стал членом Международной федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 г. на Конгрессе ФИАФ в Париже было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом-учредителем федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 г., был единогласно избран вице-президентом ФИАФ.

При активном участии Госфильмофонда в 1964 и в 1973 годах в Москве прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ.

С конца 1950 г. Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, осуществляя обмен фильмами, кинопрограммами для показа в архивных кинотеатрах, научной и технической документацией. Архив Госфильмофонда связан со 100 архивами из 70 стран.

В соответствии с уставом ФИАФ киноархивам разрешено организовывать архивные кинотеатры для показа фильмов своей коллекции. Так 18 марта 1966 г. был открыт  кинотеатр "Иллюзион", на экране которого были показаны десятки тысяч фильмов мировой классики.

В 1992 г. Госфильмофонд СССР  был переименован в  Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

В 1993 году указом президента РФ  Госфильмофонд  России был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 1998 г. Госфильмофонд  стал членом  Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

С 1997 г. Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино "Белые Столбы". Архивная продукция Госфильмофонда России была удостоена международного признания на зарубежном киносмотре.

В июле 2003 г. на II Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо (Италия) еще не завершенный цикл из первых девяти фильмов "Сентиментальный романс-2000" получил  специальную премию "За филологическую насыщенность и способность воссоздать магию кино, которого больше нет". Это цикл короткометражных монтажных фильмов, который подготовил Госфильмофонд  к 100-летию премьеры первого русского игрового фильма Стенька Разин (Понизовая вольница, 1908).

В 2007 г. была установлена  линейка перевода изображения с пленки на цифру и обратно на кинопленку. Госфильмофонд - единственная синематека в мире, которая имеет такое оборудование.

В 2008 г. архив закончил переход на цифровые носители. Все единицы хранения и более миллиона роликов были перенесены в новое помещение, специально предназначенное для цифрового архива.

3 октября 2008 г. Госфильмофонд России перевез свои архивы в новое фильмохранилище, расположенное в подмосковном поселке Белые Столбы.

К 60-летию Госфильмофонда был достроен новый многоэтажный корпус. На первом этаже расположена студия по оцифровке фильмов. На верхних этажах устроено самое современное фильмохранилище.

Переезд кинокартин сопровождался символическим действом: популярные актеры и режиссеры сами перевозили свои шедевры из старого помещения в новое.

Новое здание Госфильмофонда с административным корпусом, лабораторией и фильмохранилищами - единственное в мире, специально спроектированное для фильмохранения. В фильмохранилищах хранится примерно 500 тысяч коробок - около половины  коллекции Госфильмофонда. Заменена почти вся технологическая цепочка (на 95%), установлено самое современное оборудование для реставрации картин и печати новых копий.

Правительство России, понимая уникальность и потребности Госфильмофонда, повысило его финансирование. Оно выросло в 2010 г., по сравнению с 2001 г. в восемь раз (в 2001 г. составляло 115 млн рублей).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала