Рейтинг@Mail.ru
Абанкина: "школьный стандарт" внедряет новую модель воспитания - РИА Новости, 01.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абанкина: "школьный стандарт" внедряет новую модель воспитания

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Читать ria.ru в

Новшества, предусмотренные проектом федерального государственного стандарта общего образования для 10-11 классов, изменят жизнь российской школы повсеместно с 2020 года. О том, как это отразится на детях, в интервью РИА Новости говорит директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

- Ирина Всеволодовна, в СМИ и блогосфере авторов стандарта обвиняют в излишнем внимании к воспитанию школьников. Мы снова возвращаемся в советское время, к "научно-атеистическому воспитанию на уроках математики"?

- Новый стандарт предлагает совершенно иные способы воспитания, о которых в СМИ и блогосфере почему-то не говорится. Например, для старшеклассников предусмотрена принципиально новая форма работы — исследовательский проект, который должен выполнить каждый школьник, индивидуально или в малых группах. Это важнейшее изменение подхода к воспитанию: человек приобретает опыт, делая что-то самостоятельно. Именно проектная работа дает компетенции, необходимые взрослому человеку, прежде всего умение самостоятельно ставить и решать проблемы. Ребята будут искать материал для проектов, выбирать темы по интересам, работать в команде, разделять обязанности, учиться лидерству…

Конечно, воспитание, как и прежде, должно осуществляться через передачу положительного опыта от учителя к ученику. Но здесь успех не гарантирован, если эта "передача" сведется к рассказу о чужом опыте, который не вызовет у школьников ни интереса, ни понимания.

- Не получится ли так, что благодаря стандарту школа будет уделять больше внимания воспитанию, а предметное обучение отойдет на второй план?

- Новый стандарт, на мой взгляд, способен решить две задачи. Он гарантирует получение глубоких предметных компетенций в выбранных областях. И - выполняет важную воспитательную задачу: дает ребятам возможность самостоятельного выбора.

В старшей школе каждый ученик должен сам выбрать предметы для изучения. Это не значит, что можно "взять" физику, химию, математику, информатику, а русский язык и историю не изучать вовсе. Стандарт выделяет предметные области – из каждой ученик должен выбрать как минимум по одному предмету.

Кроме того, все школьники будут изучать три предмета: физкультуру, ОБЖ и новый курс "Россия в мире". Мне это представляется оправданным решением. Необходимо заботиться о здоровье детей, что невозможно без физкультуры, востребованность знаний в области ОБЖ в очередной продемонстрировали недавние события в аэропорту Домодедово, а курс "Россия в мире" при должной реализации поможет детям узнать о своих правах и обязанностях, определить гражданскую позицию.

- Предполагается, некоторые предметы школьники смогут изучать на базовом, а некоторые — на профильном уровне. Что это означает?

- Базовый уровень изучения каждого предмета – это три урока в неделю, профильный — пять.

Шесть предметных областей стандарта – это русский язык и литература, родной язык и литература; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; курсы по выбору.

Если школьник интересуется точными науками, он может взять все предметы математической области — математику (алгебру и геометрию) и информатику на профильном уровне, получить по ним действительно глубокую подготовку, а предметы остальных областей — на базовом и интегрированном, чтобы иметь кругозор культурного человека.

- Смогут ли, например, сельские школы обеспечить глубокую профилизацию?

- Профильное обучение и сегодня действует в целом ряде школ, в том числе сельских. Именно для лучшего обеспечения качества обучения, в том числе профильного, меняются формы работы сельских школ. Старшая ступень отделяется от младшей и средней, появляются крупные ресурсные центры, которые могут обеспечить профильное обучение на более высоком уровне.

Практикуется сотрудничество между школами: к примеру, занятия на базовом уровне проходят в небольших населенных пунктах, а для обучения на профильном уровне школьников отвозят в более крупные села, в ресурсные центры.

Так что в связи с переходом на новый стандарт я не вижу особенных проблем для сельских школ.

- В чем тогда причины резкой критики проекта стандарта? По словам известного журналиста Александра Привалова, в России при этих условиях (три обязательных предмета, остальные факультативные) будет "типичная колониальная школа"…

- Это последствия мифологизации стандарта. Учителя и родители не читают проект стандарта, а читают мифы о нем, спорят с мифами, из которых самый распространенный – про ограничение обязательной программы тремя предметами.

До обсуждения реальных трудностей, которые возникнут при переходе на новый стандарт, дело пока не дошло.

Но ведь даже с воспитанием наверняка возникнут значительные сложности: наши учителя пока не готовы к тому, чтобы дать школьникам возможность выполнять проекты самостоятельно и вообще осуществлять какой-либо самостоятельный выбор.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала