Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Великобритания продолжает сокращать военные расходы. Под сокращение идет большая часть истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" GR4, все истребители-перехватчики "Торнадо" F3, патрульные самолеты "Нимрод" и большое количество других вооружений и военной техники.
К 2014-15 году министерство обороны Великобритании намерено сократить военные расходы на 7,5%, или на 8 млрд фунтов стерлингов. Помимо сокращения вооружений и личного состава, Минобороны будет пересматривать действующие контракты на НИОКР и объемы закупок.
В ближайшее время британскому военному ведомству предстоит пересмотреть или отменить в общей сложности до 900 оборонных проектов. Секвестр проводится в рамках краткосрочной программы сокращения военных расходов, которая завершится в апреле 2011 года. По предварительной оценке, благодаря пересмотру военные расходы удастся уменьшить на 2 млрд фунтов стерлингов (3,23 млрд долларов).
НАТО: Общее сокращение
Великобритания – не единственная страна Европы, которая переживает период радикального сокращения военной инфраструктуры. Схожие процессы происходят во многих странах, входящих в НАТО. Серьезнейшие сокращения – в вооруженных силах Норвегии, Германии, урезаются объемы закупок перспективных вооружений во Франции и ряде других стран. В целом в рамках НАТО можно выделить три направления развития.
Радикальные сокращения – характерны главным образом для стран Западной и Северной Европы, сокращение расходов с поддержанием баланса сил – для США, а наращивание военной мощи характерно главным образом для Турции.
Причины этих процессов достаточно очевидны. Страны ЕС, переживающие экономический кризис, вынуждены экономить на военных расходах. Подобная стратегия, в частности, обуславливает такие тренды как налаживание сотрудничества с Россией (в том числе и в целях сокращения взаимных угроз и, как следствие, нагрузки на бюджет) и блокирование внутри НАТО (например, договор о сотрудничестве Франции и Великобритании, который позволит компенсировать падение военной мощи за счет объединения усилий).
Не входящая в ЕС и расположенная в конфликтном регионе Турция находится в более сложном положении: учитывая обстановку на Ближнем Востоке, стране, вполне возможно, придется в обозримом будущем вести активные военные операции. Ослабление вооруженных сил в создавшейся обстановке недопустимо.
США, в свою очередь, вынуждены решать одновременно две проблемы – с одной стороны, сокращать военный бюджет для улучшения экономической обстановки, с другой – они должны поддерживать военную мощь, сохраняя влияние и возможность активного вмешательства в происходящие события.
В результате страны-члены НАТО готовятся к разным войнам. Если США и Турция рассматривают перспективу участия в региональных конфликтах довольно высокой интенсивности, то западноевропейцы, а за ними и более мелкие страны НАТО, в основном нацеливаются на локальные экспедиционные операции. Это, в частности, объясняет повышенное внимание к развитию мобильных сил, транспортной авиации и других средств для подобного рода действий.
А что у нас?
Сегодняшнее развитие НАТО во многом позволяет объяснить и предугадать направление военных реформ в России. Очевидно, Россия так же, как и Турция, вынуждена считаться с угрозой втягивания в довольно масштабные конфликты на своих границах. И, как США, должна сохранять достаточный военный потенциал для защиты своих стратегических интересов.
Фактическое сведение на нет вероятности военного конфликта с НАТО позволяет переориентировать усилия, уйдя от подготовки армии к большой войне в Европе. Как следствие, можно предполагать, что в наибольшей степени министерство обороны России будет развивать военную инфраструктуру на южном и восточном направлениях, где конфликты наиболее вероятны.
Кроме того, естественным становится развитие мобильных сил и экспедиционных формирований. Они позволяют реагировать на внезапно возникающие угрозы, оперативно усиливая "горячее" направление, а также осуществлять защиту интересов страны за рубежом. В результате в российском военном строительстве сочетаются все названные выше тенденции. Остается надеяться, что стратегическое направление развития вооруженных сил выбрано верно и угрозы оценены правильно – цена ошибки может оказаться слишком высокой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции