Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Вот уже почти неделю Египет пытается "освободиться" от собственного президента Хосни Мубарака, но повторить "тунисское упражнение" в стране пирамид и фараонов оказалось не так легко. Во всяком случае - пока. Или так же быстро. Египет все же не Тунис. И у Мубарака, в отличие от его сбежавшего тунисского коллеги, "скорлупа" гораздо прочнее. Египетская полиция в пятницу, сразу после пятничной молитвы, начала подавлять массовые манифестации в разных районах столицы и некоторых других городах. Слухи о том, что Мубарак уходит, что члены правительства бегут, что его сын уже сбежал в Лондон, так и остались слухами. Восток есть восток: здесь из слухов всегда пытались сделать материальное оружие.
Ситуация в стране на первый взгляд складывается странная, прямо в духе "Уйти нельзя остаться": почти неделю Каир и другие города бурлят спорадическими выступлениями, а от президента, главного фигуранта всех протестных акций, не было слышно до сих пор ни слова. Понимание того, что подданные "устали" от его бессменного 30-летнего правления (он пришел к власти сразу после убийства Анвара Садата в 1981-м), явно есть, но готовности уйти не видно.
Можно ли свергнуть Хосни Мубарака?
Можно. На Ближнем Востоке сегодня, в принципе, можно все. Но только в свое время. Время Мубарака, кажется, еще не пришло, но он как никогда раньше близок "к сроку". Хотя уходить явно не собирается.
Власти со вчерашнего дня полностью отрезали Египет от Интернета, блокируют все социальные сети типа Twitter и Facebook. Именно по ним распространялись призывы к антимубараковской интифаде.
Когда всю страну (небывалый, между прочим, в истории всемирной паутины случай) полностью отрезают от интернета и внешних связей, это совсем не говорит о готовности правителя выполнить пожелания народа. Скорее наоборот. И Мубарак не был бы Мубараком, если бы поступил иначе.
Протесты, вне всякого сомнения, будут продолжаться, и какую они обретут форму – еще вопрос. Может еще и полыхнуть. Исламистские, запрещенные "Братья-мусульмане", до 27-го вроде стоявшие в стороне от стихийных выступлений, объявили, что теперь поддерживают их. Власти, правда, уже арестовали часть руководства, но рядовых "братьев" в стране хватает. А это ничего хорошего, и уж точно никакого успокоения не сулит. В общем, пока "Пятница гнева" в Каире была бунтом, но не стала революцией. Что для Египта - главной, крупнейшей страны и фактического лидера арабского мира, даже благо. И не только для него.
Потому что если на севере Африки вот так сразу падет Египет (а готового, надежного преемника Мубараку нет), то "круги по воде" будут похожи на те, что расходились по Европе примерно с 1989-го года, с распада "соцлагеря". С той только разницей, что на Ближнем Востоке гораздо больше "горючего материала". Здесь "эффект домино" будет отдаваться не стуком костяшек, а взрывами и стрельбой.
Это совсем не значит, что Мубарак, стареющий "фараон" (в мае ему будет 83 года), может успокоиться. Вовсе нет. Что и как будет дальше в Египте, конечно, хорошо знает только Аллах.
Но то, чего не будет уже никогда, можно предсказать и без помощи Всевышнего прямо сейчас. Мубараку не будет покоя, и просидит он на троне недолго.
И "династической смены" правления уже не будет. Манифестанты все же выходили на улицы с лозунгами против всей "семьи фараона". Мубарак, вроде, готовил в преемники своего 47-летнего сына Гамаля. Но выдвигать его кандидатом в президенты на предстоящих в сентябре выборах - это все равно что лить масло в огонь.
Наверное, Мубарак лучше знает египтян, чем сами египтяне. И понимает: то, что происходит в Каире и Суэце, это еще не всеегипетский бунт. В стране, где большинство населения все-таки сельские жители - и по менталитету и по осторожности подхода к потрясениям - трудно устроить немедленную революцию. Крестьянам такие крайности не свойственны. Подобного рода штуки в регионе обычно устраиваются только с помощью армии. А она пока, похоже, послушна своему главнокомандующему. И даже может надавить на него и потребовать, наконец, крупных экономических и социальных реформ в стране. Армейское руководство вроде тоже было не в восторге от перспективы получить вместо Мубарака (все-таки он кадровый военный) его сына. А не прислушиваться к армии в Египте - значит "переехать" в виртуальную реальность и начать верить в чудеса. Опасно.
Новая голова "революционной оппозиции"
Если верить проправительственным газетам, всю неделю власти решали вопрос о том, что делать с выступлениями протеста. И вроде уже подготовлены целые пакеты социальных реформ, меры экономического оздоровления, расширения гражданских свобод и пр. Сработает? Как сказать.
Не помню уже, кто, но кто-то на Западе как-то заметил: "Боги специально создали египтян такими доверчивыми, чтобы фараоны могли их обманывать". Всему приходит конец. Даже доверчивости египтян. Не может не прийти.
Страна сегодня так помолодела в самом прямом смысле слова, что почти две трети ее населения - в возрасте около 30 лет.
Со времен фараонов лень рабского подчинения, конечно, имела для строителей пирамид и их потомков вполне определенную прелесть. Но вечно жить в таком раю со страху - нельзя. И любить власть из страха – тоже нельзя. Египтяне, похоже, окончательно пробудились от своей дремы и теперь просто уговаривать их любить царя - бесполезно. И пугать "Братьями-мусульманами" и их яростным религиозным радикализмом уже тоже нельзя. В прошлом это очень Мубараку помогало. А теперь…
Теперь то, что началось стихийно 25-го января, похоже, получило "голову": в страну из Вены прибыл главный египетский диссидент, бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи и обещал возглавить политическую оппозицию режиму. Не надо только заблуждаться - эль-Барадеи отнюдь не любимец всех египтян и даже всей оппозиции. Он пока просто самая приемлемая фигура, клапан между взрывом и тихим стравливанием давления. В свои 68 лет эль-Барадеи долго в Египте у власти не удержится. Это, конечно, если он к ней придет. А для этого он должен выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента в сентябре. И его еще должны выбрать. И Мубарак должен отказаться от участия.
"Египетская мигрень" на весь мир
Если бы терпеливые египтяне знали, какая мигрень распространятся по миру из-за их выступлений против режима Мубарака, то могли бы и поостыть. В Мубарака так много "инвестировано" и США, и Европой, и Россией, и мировым бизнесом, и египетской промышленной и торговой элитой, что его уход, похоже, не нужен, по крайней мере сейчас, никому. Даже Израиль тревожит, что вскоре он может лишиться своего главного умеренного партнера в арабском мире. Эль-Барадеи тоже не радикал, дипломат и юрист, ооновский чиновник и, значит, от него ничего радикального ждать вроде не приходится. Но всех пугает, что у него не хватит характера, чтобы держать Египет в руках.
В общем, пока не ясно, как Египет выберется из своих нынешних сложностей. А пока он медленно кипит, уже начинает гореть в его "ближнем зарубежье". Массовые демонстрации прошли в Йемене. Протестующие требовали отставки еще одного арабского долгожителя, президента Йемена Абдуллы Салеха. Он царствует уже 32 года.
Трудно становится в мире долго держаться у власти. Ох, как трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции