МОСКВА, 28 янв - РИА Новости. Рынок ОСАГО в 2010 году не преподнес никаких сюрпризов страховым компаниям и подрос ровно настолько, насколько они и прогнозировали - в пределах 10%, в 2011 году автогражданка будет вести себя также вполне предсказуемо, увеличиваясь такими же или чуть большими темпами, считают опрошенные РИА Новости страховщики.
Согласно предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА, профильное объединение страховщиков ОСАГО), в 2010 году рынок вырос на 7,8% - до 92,5 миллиарда рублей. Выплаты за отчетный период увеличились на 10,9% - до 53,8 миллиарда рублей.
Не удивил
В основном все участники страхового рынка не были удивлены показателями ОСАГО по итогам года.
"Вместе с восстановлением продаж новых автомобилей весной прошлого года стало понятно, что рынок ОСАГО также вырастет", - отметил вице-президент по автострахованию группы "Ренессанс страхование" Федор Воронин.
"Рост рынка был вполне прогнозируемым, равно как и опережающий рост объема выплат, который мы наблюдаем уже не первый год", - согласен с коллегой первый заместитель генерального директора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров.
Тем не менее, ряд страховщиков ожидали более скромного роста. Так, директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус, полагал, что сборы-2010 будут на уровне показателей 2009 года (+6,7%). Объясняет он это оживлением продаж на рынке новых автомобилей.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 году в России выросли на 30% - до 1,9 миллиона штук.
Давление выплат
Несмотря на рост рынка, далеко не все так радужно в "царстве" ОСАГО. В то время как росли сборы страховщиков, росли и их выплаты.
"Такая ситуация чревата только одним - ростом убыточности", - прокомментировал РИА Новости президент РСА Павел Бунин.
В конце августа 2010 года он говорил, что убыточность по ОСАГО превышает 70% и подходит к критическому уровню в 77%. Согласно закону об ОСАГО, в структуре тарифов 23% приходится на расходы по ведению дел, выплату агентских вознаграждений, а также обязательные взносы в РСА. Остальные 77% заложено на выплаты возмещений клиентам.
"Мы постоянно говорим о разрыве между обязательствами страховщиков и объемом страхового покрытия, и решить эту проблему иначе, чем через корректировку тарифа, невозможно (...) Опережающий рост премий влечет за собой следующие последствия: относительно слабые компании умирают ускоренными темпами, устойчивые компании оптимизируют свои расходы, в первую очередь, серьезно закручивая гайки по выплатам. В результате страдает потребитель", - считает Маркаров.
Страховщики отмечают, что данная ситуация подрывает устойчивость компаний и чревата уходом с рынка некоторых игроков, сконцентрированных именно на ОСАГО.
"Уход с рынка компаний повлечет за собой расходование фондов РСА, которые и так подходят к концу", - отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Денис Макаров.
В то же время, начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития компании "Россия" Мария Гуляева считает, что "сложившаяся на рынке ситуация пока не критична, и коэффициент выплат находится в рамках приемлемого уровня".
Очищение
Тем не менее, практически все опрошенные ждут, что в 2011 году рынок ОСАГО продолжит свое "очищение".
"Количество компаний, которые уйдут с рынка ОСАГО (в 2011 году - ред.), может исчисляться десятками", - считает Маркаров.
В 2009 году, подводя итоги года, РСА анализировал данные о 166 компаниях, из которых с рынка тогда ушли 15 компаний. В 2010 году были собраны данные на основе деятельности уже 143 страховщиков ОСАГО. При этом 21 компаний за этот период успели уйти с рынка.
"Мы не планируем "уход" страховых организаций с рынка ОСАГО, но экспертами, безусловно, просчитываются возможные риски, связанные с деятельностью страховых организаций в сфере ОСАГО", - отмечает Бунин.
По его словам, на сегодняшний день под пристальным вниманием аналитиков находится чуть менее 30 страховщиков.
"В 2011 году страховщикам придется проделать не простую работу, связанную с увеличением уставного капитала, изменением порядка размещения активов и собственных средств. И совершенно очевидно, что указанная работа будет не по плечу многим страховым организациям. (...) Мы предостерегаем лиц, считающих, что ситуацией можно будет воспользоваться для личного обогащения. Нет ресурсов для дальнейшего развития - уходите цивилизованно, по правилам и по закону. Надеемся, что количество страховых организаций, уходящих "по-английски" будет меньше, чем в 2010 году", - говорит глава РСА.
Так, весной 2010 года РСА разыскивал московскую страховую компанию "Национальное качество", входящую в топ-50 страховщиков ОСАГО. Ее не удалось обнаружить по месту госрегистрации. Никаких сотрудников компании, которые могли бы прояснить ситуацию, найдено не было. Позже Росстрахнадзор отозвал лицензию у страховщика.
В целом для страховой отрасли сокращение количества игроков является позитивным трендом, так как это позволит достичь того количества операторов страховых услуг, которое соответствует существующему спросу, считает Гурдус из РОСНО.
В свою очередь, начальник управления андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта "Согласия" Сергей Рябцев полагает, что "вал уходов, пришедший на пик кризиса, прошел, и теперь ситуация будет относительно стабильной".
Перспективы роста
Все страховщики сходятся во мнении, что в 2011 году рынок ОСАГО будет продолжать расти, и связанно это будет в первую очередь с ростом объемов продаж новых автомобилей.
По прогнозам АЕБ, объем продаж автомобилей в 2011 году составит 2,24 миллиона штук, а в 2012 году российский автомобильный рынок выйдет по объему продаж на докризисный уровень - 2,8-2,9 миллиона штук.
"Уже наметился тренд к росту объемов продаж автомобилей, вслед за ним потянется и страхование, что вполне вероятно приведет к росту его объемов на уровне 10-11% по итогам этого года", - отмечает Гурдус.
Маркаров из "Росгосстраха" полагает, что рынок в текущем году будет расти примерно такими же темпами, если не вмешаются дополнительные факторы, такие, например, как корректировка коэффициентов к базовому тарифу.