Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Данилов: быть патриотом в России стало "несовременным"

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭДоктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр ДаниловДоктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр Данилов
В связи с предстоящим переходом на новый стандарт старшей школы идет обсуждение, должен ли он включать вопросы гражданского воспитания и в какой мере и пропорции по отношению к другим сторонам школьного образования? О проблеме рассуждает в интервью РИА Новости доктор исторических наук, автор учебников по истории Александр Данилов.

В связи с предстоящим переходом на новый стандарт старшей школы идет обсуждение, должен ли он включать вопросы гражданского воспитания и в какой мере и пропорции по отношению к другим сторонам школьного образования? О проблеме рассуждает в интервью РИА Новости доктор исторических наук, автор учебников по истории Александр Данилов.

- Александр Анатольевич, патриот в современной России: это что-то особое? И - нужны ли они в нашей стране сегодня?

- Распад СССР многих привел к ложному убеждению о "несовременности патриотизма" в новой России. Все, что с ним связано, стало отвергаться, обозначилась такая тенденция, что над самим понятием патриотизма идет глумление - дескать, это насилие над личностью. Однако известно: сугубо критический подход способен обернуться для школьников формированием мнения о своей стране как об "острове невезения", куда их занесло по нечаянности рождения.

Историю России стали подавать так, что страна прожила почти сто и более лет без единого события, которым можно гордиться: царский режим, советский период, индустриализация… все плохо! В сознании подростков – распад общества. Это опасная черта, у которой стоит сейчас целое поколение. И делает вывод: из России нужно уехать. И сотни тысяч талантливых молодых людей устремились на Запад в поисках лучшей доли.

- Можно что-то исправить в процессе преподавания истории, сделать его более "воспитательным"?

- Этот вопрос часто переходит в вопрос противопоставления образования воспитанию. Единства в том, что и как преподавать, не было и среди самих коллег-историков. Часть их сделала ставку на то, что лишь критический анализ прошлого прояснит сознание новых поколений. Но любой факт истории можно "подать" по-разному. Вот пример.

В апреле весь мир будет отмечать полувековой юбилей подвига Юрия Гагарина. Можно рассказать о нем как о подвиге страны, сумевшей за короткий срок после чудовищно трудной войны мобилизовать ресурсы, людей, объединить их вокруг общих задач и оказаться первыми в мире.

Но можно представить все и иначе. В честь этого же события британцы выпустили в свет комикс "Yuri´s Day: The Road to the Stars" - Юрьев день: путь к звездам. Что же взял комикс из нашей истории? Арест и работу в "шарашке" главного конструктора ракетной техники Сергея Королева, строгость генерала Каманина в отношении Гагарина, стремление Германа Титова полететь в космос первым. Тут и разочарование Гагарина в советской власти (хотя ничего подобного в реальности не было), и беспросветная жизнь человека в СССР. Ни о самом полете, ни о том, в чем же состоит подвиг Гагарина, в комиксе ничего нет. Возможная реакция: ну и что? Они англичане, и это комикс. Верно. Но у нас для школьников нет и подобного, чтобы они самостоятельно вырабатывали свою позицию, свое отношение к фактам…

- Какой же выход из всего видится вам наиболее продуктивным?

- Принятие нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в основу которого положено немало интересных идей.

В их числе – компетентностный подход, направленный на развитие умений, навыков, творческого потенциала учеников.
Но не менее важен и воспитательный акцент, сделанный в такого рода документе впервые за последние 20 лет.

Тем, кто пытается противопоставить сегодня образовательные и воспитательные задачи реформы, скажу: акцент на воспитание предполагает усиление духовно-нравственных устоев учебных коллективов и поможет решению образовательных задач. Документ же пытаются слишком вольно интерпретировать.

Мне кажется, школа должна готовить ученика всеми средствами обучения и воспитания не только к тому, чтобы он правильно писал, читал и считал, но и не забывал о том, где он родился, где будет жить, кто он, откуда пришел в этот мир, кто его предки и что они сделали для страны.

Убежден: одна из главных задач всей системы образования состоит как раз в том, чтобы помочь молодым увидеть в историческом прошлом России не только сильные и яркие примеры побед и достижений, но и сложные и горькие ошибки.

- Потребуются ли для этого какие-то особые школьные учебники?

- Это тоже предмет дискуссии. Образовательная система России без малого 20 лет дрейфовала в сторону введения профильного обучения в старшей школе. Теперь это становится реальностью. Соответственно, изучение тех или иных предметов наполнено особым смыслом и содержанием. Причем появляются не все новые и новые предметы, а речь идет об интеграции блоков знаний: гуманитарного, естественнонаучного... Все они как раз и призваны не только сообщить современные знания, но и сделать их прикладными. Иными словами, речь идет не о "воспитании патриота-непрофессионала" и не о подготовке "специалиста-космополита", а о том, чтобы из стен российской школы выходили толковые специалисты, не лишенные чувства патриотизма. Путь к этому лежит только через сближение гуманитарного и естественнонаучного компонентов, через широкое развитие творческих возможностей личности.

Материал подготовила Ирина Воробьева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала