МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Сто дней исполнится в пятницу с того момента, как Сергей Собянин начал управлять Москвой. За этот срок новый столичный мэр определил основные пути развития города на ближайшие годы: улучшение транспортной ситуации, высокий уровень социальной поддержки москвичей, а также наведение порядка с объектами мелкорозничной торговли. Вместе с тем, очевидно, что 100 дней - небольшой срок для того, чтобы кардинально изменить процессы, которые годами устанавливались при прежней городской власти. Новый мэр обновляет кадры, оптимизирует управленческую систему и определяет приоритеты, которые еще предстоит воплотить в реальность.
Прежний мэр столицы Юрий Лужков, руководивший Москвой около 18 лет, был досрочно отправлен в отставку указом президента РФ "в связи с утратой доверия" 28 сентября 2010 года. Мосгордума 21 октября 2010 года утвердила Собянина на пост мэра Москвы, в этот же день прошла церемония его инаугурации. В пятницу, 28 января 2011 года, исполняется 100 дней с момента вступления в должность нового столичного градоначальника.
Транспорт поручено сделать "умным"
Собянин начал работу на посту мэра с решения самой острой проблемы Москвы - транспортной. Новый мэр резко раскритиковал транспортную систему мегаполиса и предложил целый ряд способов облегчить жизнь столичных автомобилистов.
В итоге уже в конце 2010 года был разработан и опубликован план первоочередных мер по борьбе с пробками под названием "Город, удобный для жизни". Он включает пять основных направлений: развитие общественного транспорта (в том числе строительство линий для скоростного трамвая), пересмотр градостроительной политики, развитие улично-дорожной сети и улучшение условий движения (в том числе завершение крупных дорожных объектов, расширение "узких мест" и внедрение современных систем управления дорожным движением), а также строительство современных паркингов вместо стихийной парковки.
Доклад о первых результатах реализации этого "транспортного генплана" мэр рассчитывает получить 1 марта этого года.
Важная роль в улучшении ситуации на дорогах Москвы отводится интеллектуальной транспортной системе (ИТС), которую планируется создать за три года. Собянин подписал постановление о разработке ИТС - это внедрение единой системы навигационно-информационных сервисов с использованием ГЛОНАСС, в том числе фото- и видеофиксация нарушений ПДД, в том числе на МКАД, мониторинг дорожных условий, единый центр координации общественного транспорта. За счет ИТС скорость автомобилей в Москве должна вырасти, а водители смогут узнать о наличии свободных мест на парковках на специальных табло прямо на улицах.
Мэр также объявил о планах по наведению порядка с работой такси - с нелегалами будут бороться, а для законных таксистов, работающих под брендом Московское городское такси, создадут благоприятные условия (им, в частности, разрешат ездить по спецполосам наряду с троллейбусами и автобусами).
Кроме того, в связи с терактом в аэропорту Домодедово, который произошел 24 января и унес жизни 35 человек, особую актуальность приобрел вопрос обеспечения безопасности на транспорте. Собянин заявил о необходимости создания комплексной системы безопасности на стратегически важных объектах города и поручил в кратчайшие сроки провести ревизию всех программ безопасности: проверить, насколько защищены от терактов метро, вокзалы, автовокзалы и другие места массового скопления людей в мегаполисе, не забывая при этом о проверенном методе - патрулях милиции.
Соцгарантии сохранятся
Сразу после утверждения на пост столичного градоначальника Собянин назвал столичную казну бюджетом "депрессивного региона" и поставил задачу в 2011 году "переформатировать" целевые программы города, в том числе и в области социальной сферы. Практически через месяц Мосгордума приняла бюджет Москвы на 2011 год, главным приоритетом которого стало поддержание в столице высоких социальных стандартов. В результате в этом году более половины бюджета потратят на соцсферу и развитие транспорта, а также на создание комфортных условий для жизни москвичей в целом.
Новый мэр города не раз заявлял о том, что все социальные гарантии для москвичей в 2011 году сохранятся и даже увеличатся, а объем средств на прямые социальные выплаты вырастет со 112 миллиардов рублей в 2010 году до 126 миллиардов рублей в году текущем. Еще 70 миллиардов рублей направлено на субсидии в сфере ЖКХ. При этом образование и здравоохранение должны выйти на новый качественный уровень, считает мэр.
Реальные действия в этом направлении не заставили себя ждать. В частности, одним из самых громких шагов новой московской администрации стало закрытие за плохое качество обучения одной из столичных школ. Собянин также пообещал решить самую злободневную проблему учреждений дошкольного образования - очереди, сообщив, что в 2011 году будет открыто еще 50 детских садов.
Что касается реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, то в конце 2010 года власти заявили, что в ближайшем будущем платежеспособные горожане будут оплачивать все 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг, что должно привести к ликвидации "уравниловки" между состоятельными и малообеспеченными москвичами, а также пообещали изменить систему содержания московских дворов, сделав их чистыми и хорошо оборудованными для жителей.
Помимо этого, власти Москвы планируют выделить порядка 12,4 миллиарда рублей на социальную интеграцию инвалидов и ускорить создание для них безбарьерной среды, в том числе в метро и наземном транспорте. Власти также пообещали увеличить ряд выплат ветеранам и пенсионерам, в частности, компенсацию за телефонную связь и проезд в общественном транспорте, а также выделить около 250 миллионов рублей на поддержку ветеранских организаций столицы.
Торговля с "цивилизованным лицом"
Еще одним из основных направлений деятельности столичного градоначальника стало приведение в порядок торговли в Москве. Мэр начал с рынков и нестационарных объектов.
В частности, еще в конце 2010 года он распорядился закрыть торговый комплекс "Эмерал" на 25-м километре МКАД, который, по его мнению, похож на "самые бедные провинции в Индии". Кроме того, Собянин заявил о возможности запрета строительства торговых центров у крупных магистралей, потому что они, по его словам, затрудняют движение транспорта.
В начале 2011 года мэр Москвы занялся сельскохозяйственными ярмарками выходного дня и поручил придать им "цивилизованный" облик.
При этом самым "масштабным" поступком столичного градоначальника в сфере потребительского рынка Москвы стало наведение порядка в размещении ларьков и киосков. Побывав осенью 2010 года у станции метро "Улица 1905 года", Собянин отметил, что многочисленные палатки мешают движению пассажиров и транспорта. В связи с этим он поручил разработать новую схему размещения объектов мелкорозничной торговли. Сначала сроком был май 2011 года, но впоследствии мэр сократил срок разработки до февраля.
При этом уже в начале января Москомархитектура разработала временные схемы размещения торговых палаток, которые, по информации ведомства, можно собрать, как детский конструктор. Новый дизайн ларьков представлен тремя направлениями для различных зон города - "Модерн", "Классика" и "Свободный стиль". Как подчеркнули в Москомархитектуре, "такой подход позволит максимально "вписать" облик временных торговых объектов в архитектурную среду районов их расположения".
Посмотрите, как будут выглядеть торговые палатки в Москве »
Между тем, палаток в Москве становится все меньше и меньше, и не только у станций метро. По словам Собянина, торговые киоски, которые совмещены с остановками общественного транспорта в Москве, исчезнут к июлю, также уберут автокиоски, у которых истек срок аренды. Всего власти Москвы намерены демонтировать 15% всех ларьков в столице.
Не городское дело
Помимо прочего, с приходом Собянина на пост мэра Москвы началась активная работа по оптимизации бюджетных расходов и приватизации городского имущества. Так, столичное правительство готовится приватизировать свой 46%-ный пакет акций в Банке Москвы, главным претендентом на который является государственный банк ВТБ. Акции внесены в план приватизации на этот год, при этом, как сообщил заммэра Москвы по экономическим вопросам Андрей Шаронов, правительство города не планирует выводить счета из Банка Москвы, пятого по размеру активов в России.
Всего же в 2011 году Москва рассчитывает получить минимум 20 миллиардов рублей за счет продажи своего имущества. Как пояснил Шаронов, "город должен заниматься тем, чем предписывают ему закон и конституция, а не бросаться в предпринимательскую деятельность на деньги налогоплательщиков". При этом доходы города от предпринимательства слишком малы по сравнению с вложениями. Всего Москва владеет 356 ГУПами и 337 пакетами акций в капиталах акционерных обществ. Как сообщил Собянин, планируется реализовать около 200 пакетов акций, в том числе аэропорта Внуково, Центра международной торговли и Гостиного двора, доли города в Столичной страховой группе, компаниях "Моспромстрой", "Комкор", "Объединенные кондитеры".