Елена Супонина, политический обозреватель, востоковед - специально для РИА Новости.
Начавшееся в четверг 27 января формирование нового ливанского правительства – событие далеко не местного значения: оно, в частности, означает, что Москва получила шанс продемонстрировать свои уникальные возможности на Ближнем Востоке.
Россия оказалась единственным влиятельным государством, сумевшим сохранить в последние годы одинаково ровные отношения со всеми ведущими политическими силами в Ливане. А это – небольшая, но важная арабская страна, она находится в эпицентре ближневосточного конфликта. За влияние на нее борются, с одной стороны, сирийцы, иранцы и теперь еще и турки, а, с другой, - израильтяне, европейцы и американцы. На этот раз маятник качнулся в сторону антизападной коалиции.
Итак, в Ливане в эти дни формируется новое правительство, и консультации по персональному составу кабинета начинаются в парламенте в этот четверг - 27 января. США уже поспешили заявить в этой связи, что будут внимательно следить за кадровыми изменениями в Ливане. "Если новое правительство окажется под контролем группировки "Хезболлах", то совершенно ясно, что это скажется на наших отношениях с этой страной", - заявила американский госсекретарь Хиллари Клинтон.
Ее слова – неприкрытая попытка повлиять на выбор, который предстоит сделать новому премьеру Наджибу Микати. За него самого на днях проголосовало большинство депутатов парламента. Однако американцев настораживает, что изначально кандидатуру 55-летнего миллиардера и политика Наджиба Микати выдвинула "Хезболлах", название которой в переводе с арабского означает "Партия Аллаха". Помощник госсекретаря Филип Кроули вчера напомнил: "Мы считаем эту группировку террористической и будем очень обеспокоены, если в новом правительстве она станет играть ведущую роль". По словам американцев, их "тревоги разделяют" и европейские государства. Спикер же ливанского парламента Набих Берри прокомментировал эти заявления следующим образом: "Вмешательство США в события в Ливане вышло за допустимые рамки".
В США явно не ожидали, что руководители "Хезболлах" смогут протолкнуть на пост премьера своего человека. Ведь по конституции Ливана премьер-министром может быть только мусульманин-суннит, равно как президентом – только христианин. А "Хезболлах" объединяет мусульман-шиитов. Тем не менее, представителям разных направлений в исламе на этот раз удалось договориться о дележе власти. Сделали они это за две недели переговоров, которые начались сразу после смещения в середине января с премьерского поста известного политика Саада Харири. Его коалиционное правительство развалила все та же "Хезболлах" очень простым способом: она вывела своих министров из состава кабинета, где они присутствовали на вторых ролях, и подбила на этот шаг еще нескольких своих союзников. Эту подножку подчиненные подставили Сааду Харири во время его визита в Вашингтон как раз в тот день, когда он встречался с президентом Бараком Обамой.
Главной причиной такого демарша стало несогласие с курсом прежнего правительства на сотрудничество с Международным трибуналом, расследующим убийство 14 февраля 2005 года в Бейруте бывшего ливанского премьера Рафика Харири. С ним погибли еще 22 человека из кортежа, взлетевшего на воздух от взрывчатки большой мощности, заложенной в поджидавшем их грузовике. А отодвинутый в этом месяце от власти 40-летний Саад Харири – это сын погибшего. И он, конечно же, хочет довести расследование до конца. Предварительные результаты следствия, пока засекреченные, появились 17 января этого года. Обнародовать их предполагают не раньше, чем через шесть месяцев, то есть летом, а по другим данным – только осенью. Но имевшие место утечки в прессу свидетельствуют, что среди обвиняемых могут оказаться боевики "Хезболлах". Руководство организации называет эту возможность "провокацией израильтян и американцев".
Ливанская организация "Хезболлах", напомним, поддерживает тесные связи с Ираном, Сирией и палестинскими движениями. Ее цель – освобождение всех арабских земель, оккупированных израильтянами. Отряды "Хезболлах" сыграли ведущую роль в уходе израильских войск с юга Ливана в мае 2000-го года.
Россия - в отличие от Израиля, США и стран Европейского Союза – не считает "Хезбаллах" террористической организацией. Аналогичные расхождения есть и в оценках деятельности другой группировки – палестинского Исламского движения сопротивления, известного под арабской аббревиатурой ХАМАС. Москва всегда, еще со времен Советского Союза, поддерживала отношения с обеими организациями.
Сразу после распада СССР интенсивность контактов снизилась. Израиль и США надеялись даже, что Россия прервет контакты с этими радикальными группировками. Однако в 2006 году произошел перелом: с того времени руководители ХАМАС начали регулярно посещать Москву для встреч на высоком уровне. Их принимал министр иностранных дел, а в мае 2010 года российский президент Дмитрий Медведев даже встретился с лидером ХАМАС Халедом Машалем во время своего визита в Сирию. Одновременно с этим россияне развивают свое сотрудничество с израильтянами.
Лидеры ливанской "Хезбаллах" в Москву еще не приезжали. Автор этих строк на днях спросила сразу нескольких осведомленных чиновников российского МИДа, а строятся ли такие планы. Ответ пока отрицательный. В то же время российские дипломаты настаивают на необходимости сохранения отношений с этой организацией и даже на их развитии.
Действительно, "Хезболлах" остается популярной, а теперь у нее будет больше влияния в правительстве. Во всяком случае, в Вашингтоне не сомневаются, что это будет так, хотя новый премьер Наджиб Микати постарался успокоить американцев словами: "Я не нахожусь в конфронтации с Западом".
Конгрессмен-демократ Говард Берман уже призвал президента Барака Обаму "немедленно приостановить все поставки вооружений Ливану и пересмотреть программы экономической помощи этой стране". Год назад конгрессмен добился приостановки отправки техники Ливану на 100 млн долларов до тех пор, пока не получил гарантий от собственного и местного правительства в том, что ничего из этих поставок не попадет в руки "Хезбаллах". Начиная с 2006 года, США в качестве помощи предоставили ливанцам вооружений на 720 млн долларов. Это как новое оборудование, так и техника из арсеналов американской армии. На улицах ливанских городов можно часто увидеть, к примеру, джипы "Хаммер" в камуфляжной окраске. Американцы осуществляют также программы модернизации ливанской армии, обучают местные кадры и помогают в борьбе с терроризмом. Сейчас это сотрудничество пойдет на спад.
Для России же – самое время активизироваться. Однако отнюдь не в пику американцам. Наоборот, чтобы помочь им держать руку на пульсе происходящего в регионе и чтобы удержать ливанцев от междоусобиц и взаимных провокаций. К тому же переходящий сейчас в оппозицию бывший премьер Саад Харири – хорошо знакомый России партнер, у которого сложились прекрасные личные отношения с премьером Владимиром Путиным.
Во время визитов в Москву как премьера Саада Харири, так и президента Мишеля Сулеймана были достигнуты договоренности о том, что россияне также примут участие в перевооружении ливанской армии. Речь идет о безвозмездной передаче ливанской армии шести вертолетов Ми-24 и более пятидесяти танков Т-72 - уже не новых, но в хорошем состоянии. Кроме того, в ноябре 2010 года Москва обещала предоставить ливанцам 30 тысяч снарядов и пять миллионов патронов, а также более трех десятков 130-миллиметровых пушек. Есть сведения, что за некоторые из этих поставок ливанцы будут платить. Важно, чтобы уход Саада Харири с поста премьера не повлек за собой срыв этих соглашений. Ведь россияне, усилив свое присутствие в Ливане, сохранят, таким образом, свои позиции на всем бурлящем Ближнем Востоке.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции