Две эти аварии случились приблизительно в одно время: перед Новым Годом. Упали Skype и обледенелые деревья — на электропровода. И там, и тут ответственные (за связь и за свет) люди засуетились. Причем, первые, похоже, раньше и с большим энтузиазмом. В результате Skype полностью восстал через пару дней. А электричеством занимались едва ли не месяц и, говорят, до сих пор то в одном поселке, то в другом оно на время исчезает. Правда, на сей раз, — "в целях профилактики".
Дальше — вопрос об извинениях. Потому что о компенсациях, я полагаю, ни у кого даже и идеи не возникло. Премьер РФ вызвал на ковер губернатора Московской области и потребовал от него, чтобы тот ходил по домам, где нет света и извинялся. Оно конечно… греет (хоть и не светит)… Ну, походил. Дай бог, чтобы по одному проценту обессвеченных домов.
А 31-го декабря я получаю по почте такое вот письмо.
"Уважаемый пользователь Skype!
Заканчивается 2010 год, и я хотел бы поблагодарить Вас за терпение, понимание и поддержку во время недавнего перебоя в работе Skype.
Мы знаем, какое большое значение имеют для Вас разговоры по Skype, и относимся к подобным сбоям в работе нашего сервиса со всей серьезностью. С радостью подтверждаем, что Skype уже работает нормально, и Вы снова можете общаться со своими близкими, друзьями и коллегами.
Мы хотели бы принести Вам свои искренние извинения и в знак благодарности предложить Вам, как нашему ценному клиенту, ваучер на сумму, которой хватит на более чем 30 минут звонков на стационарные телефоны в некоторых из наших самых популярных стран, например США, Великобритании, Германии, Китае и Японии. Вы также можете использовать этот ваучер любым другим образом, предусмотренным Skype.
Чтобы использовать ваучер:
1. Перейдите на страницу skype.com/go/voucher
2. Введите свой логин Skype и пароль
3. Введите уникальный номер своего ваучера и нажмите "Использовать"
Код ваучера ND9FCJNP6UR8NWVU
Спасибо за то, что Вы даете Skype возможность стать частью Вашей жизни! Желаем Вам и Вашей семье радости, мира и здоровья в новом году!
Дополнительную информацию можно найти на странице www.skype.com/outage.
С уважением,
Тони Бейтс, Исполнительный директор Skype"
У меня аж глаза на лоб полезли! Неужели король Швеции Карл XVI Густав, королева Дании Маргрете II, Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (страны, где Skype родился и развивался), Великий Герцог Люксембурга Анри (в Люксембурге — штаб-кварира Skype), а также президент США Барак Обама и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (последний — в силу "всемирности" Skype) срочно собрались перед Новым Годом и вызвали на ковер Тони Бейтса, Исполнительного директора Skype? Где и надавили на него, заставив извиниться за сбои в работе сервиса перед пользователями? И не просто извиниться — выплатить компенсацию! А не то…
Такой экстренный съезд столь трудно мне вообразился, что я допустил уж совсем невероятный вариант: Skype сам решил извиниться и компенсировать!
Конечно, по доллару получили не все двадцать миллионов Skype-пользователей, а только те, которые имеют на Skype-счету хоть десяток центов, — но и тут подарок получается более чем миллионодолларовый! И за что? За то, что денек люди посидели без Skype? Что воспользовались одним из десятка конкурирующих сервисов или даже — страшно вообразить — телефонной связью?!
Интересно, вы пытались когда-нибудь получить компенсацию за три дня отсутствия доступа к Интернету по вине провайдера? За сбои в сотовых сетях, которые происходили тоже приблизительно в районе Нового года? Ну и как?
Андрей Илларионов, бывший экономический советник Президента РФ, не так давно (на "Эхе Москвы") пытался ответить на вопрос, почему из двух десятков стран СНГ (исключая восточные деспотии типа Туркмении) и Восточной Европы только у России все получилось "как всегда". Проводя поиск причин и в прошлом, и в различиях географии и природных ресурсов, и в этнических факторах, и не обнаружив никакой закономерности, Илларионов выдвинул гипотезу, что дело — в воспитании людей. В их понимании "правил порядочности". В их обязательности (или не обязательности) не лгать, держать слово и все такое прочее.
Похоже, все то же самое можно отнести и к бизнесу. Даже самому маленькому.
Skype не потому сделал наилучший инструмент обхода файрволов, не потому разработал лучшее из существующих речевое кодирование, что его понудили к этому Карл XVI или Тоомас Хендрик Ильвес. И даже не потому, что сильно захотелось побольше денег. А потому, что это представлялось им делом чести.
А когда я неделями, используя знакомства, пытался дозвониться до отечественного SIPnet’а ("Огород" "Вылысыпыдысты"), чтобы сообщить о глюках их сервиса, и у меня ничего так и не вышло, — я твердо и надолго понял, что SIPnet не перебьет Skype никогда в жизни! Даже в отдельно взятых стране или городе.
И не потому, что там сидят глупые люди.
А потому, что дурно воспитанные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции