Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Систему домов-интернатов давно пора реформировать, а их воспитанников – перевести на разные формы семейного воспитания. Об этом заявили на пресс-конференции в РИА Новости юристы и волонтеры, защищающие права детей. Они забили тревогу после скандала с нарушением детских прав в крупнейшем в России доме-интернате для умственно отсталых детей – ДДИ № 4 в городе Павловске. Фото истощенного воспитанника этого интерната взорвало Интернет.
"Детские склады" - так назвал дома-интернаты член Общественной палаты России, руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. В павловском интернате 534 ребенка, из них 209 – в очень тяжелом состоянии. Права детей в таких учреждениях нередко нарушаются, а возможности эмоционального и интеллектуального развития зачастую сводятся к нулю. "Сегодня доминирует медицинская модель помощи детям, больным тяжелыми заболеваниями, - подчеркивает Мария Островская, сотрудница благотворительной организации "Перспективы", работавшей в ДДИ № 4. – В роддомах за детей-инвалидов борются, а вот дальше качество их жизни перестает быть предметом интереса".
Еще в 2001 году Генеральная прокуратура по поручению Владимира Путина провела проверку соблюдения прав детей-инвалидов, в том числе в домах-интернатах. Тогда выяснилось: сплошь и рядом нарушаются права детей-инвалидов на образование, реабилитацию и социализацию. Происходят махинации с денежными счетами воспитанников и закрепленным за ними жильем. "Информация леденящая", - охарактеризовала доклад в январе 2002 года тогдашняя вице-премьер по социальным вопросам, а ныне питерский губернатор Валентина Матвиенко. "С тех пор ничего не изменилось", - комментирует Борис Альтшулер.
Прокуратура Петербурга проверила павловский интернат №4 в октябре 2010 года. Список нарушений по-прежнему впечатляющ. По словам Марии Островской, в ДДИ "нарушаются три четверти стандартов социального обслуживания".
Интернат, построенный в сталинскую эпоху, давно нуждается в капитальном ремонте. Не соблюдаются санитарные нормы – в одной комнате ютятся 12-15 человек (на человека приходится 2,5–3 метра вместо положенных 6-10 м – норма "жилплощади" зависит от возраста), не хватает санузлов и душевых кабин, нет игровых помещений. Персонал не укомплектован на 40%. Не хватает педагогов. На 12 детей приходится 1 санитарка, которая физически не может высадить всех детей за столы, накормить и уделить внимание. У некоторых детей независимые эксперты нашли хронические, запущенные болезни.
Общественные организации, волонтеры способны оказать и уже оказывают ощутимую помощь в уходе за детьми-инвалидами. Но "сверхстабильная" система интернатов зачастую отторгает их, "не хочет общественного участия", замечает Мария Островская.
Больному ребенку просто не с кем поговорить. В такой ситуации у него может развиться "синдром госпитализма": малыш, в первые годы жизни лишенный общения с матерью (или воспитателем), будет отставать в физическом, умственном и эмоциональном развитии. Такой ребенок с трудом адаптируется в обществе.
Для большинства интернатов стала нормальной практика "приписывания" своим воспитанникам дополнительных заболеваний, говорит президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолотский. "Избыточная диагностика – это, прежде всего, попытка получить как можно больше денег", - поясняет эксперт. А в результате получается, что дети, которые могли бы умственно развиваться, становятся заложниками "приписанных" диагнозов и лишаются права на образование.
Социально "реанимировать" таких детей, помочь им жить нормальной жизнью должно прежде всего общество, считают эксперты. Многие страны давно перевели воспитанников в семьи и семейные воспитательные группы, которые курируют специалисты. В России подобные воспитательные группы также существуют. Правда, пока их немного.
Между тем, даже не слишком большой опыт семейного воспитания детей-инвалидов впечатляет. Вот самые известные примеры. Вера Дробинская, опекунская мама из Астрахани, взяла из Разночиновского ДДИ трех детей, а еще двоих не дала туда отправить. У всех ребят был диагноз – умственная отсталость. Но в четырех случаях они оказались "приписанными", и эти ребята сейчас учатся в обычных школах. Похожий опыт у Татьяны Шарыповой из Смоленска, приемной мамы семерых детей. Попав в ее семью, тяжело больные дети смогли в конце концов учиться в обычной школе и посещать кружки.
Борис Альтшулер считает, что законопроект об общественном контроле деятельности интернатов и состояния здоровья их воспитанников будет принят. Сейчас он находится на согласовании в ведомствах. А павловский ДДИ №4 местные власти пообещали благоустроить к 2025 году. Хотелось бы надеяться, что к этому времени большинство детей-инвалидов будут попадать в семьи, а не в интернаты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Станьте участником проекта РИА Новости "Трудное детство". «Трудное детство» - это специальный раздел благотворительного проекта РИА Новости «Дети в беде», способствующий социальной адаптации детей из «зоны риска». Основные задачи проекта: привлечение внимания общества к проблемам таких детей, поддержка детей, попавшим в сложные жизненные ситуации, практическая помощь и рекомендации по воспитанию и обучению сирот в спецучреждениях (детских домах, интернатах), усыновлению, адаптации трудных детей в обществе, приемных семьях, общеобразовательных учреждениях, трудоустройству и образованию.