Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.
В нынешнем году отмечается 20-летие образования Содружества Независимых Государств, созданного после распада СССР. Какие основные проблемы предстоит решить СНГ в юбилейный год?
Повышение продовольственной безопасности СНГ
2011 год в Содружестве пройдет под знаком "повышения продовольственной безопасности" (наряду с объявленным Годом историко-культурного наследия). Надо заметить, в плане продовольственной безопасности и предыдущие периоды были непростыми для всех стран СНГ, особенно последний - 2010-й год, отмеченный безудержным ростом цен на основные продукты питания в результате неурожая во многих регионах и монополизации ряд жизненно важных отраслей сельского хозяйства.
В ноябре прошлого года Совет глав правительств Содружества был вынужден принять специальную Концепцию повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ. В ней, в том числе, предусматривается организация единого центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации, создание общей товаропроводящей системы сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Тем не менее, 2011 год начался практически во всех странах СНГ с нового резкого скачка цен на продукты. К примеру, на Украине с начала года резко выросли цены на картофель и подсолнечное масло. Украинский премьер Николай Азаров был вынужден сделать резкое заявление по этому поводу: "Все, кто сейчас играется (с ценами), играют в небезопасную игру, прежде всего для себя".
Возможно, административные меры и дадут какой-то эффект. Однако положение они радикально изменить не могут. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) сообщает, что цены на продовольствие в мире в декабре 2010 года достигли рекордных отметок и продолжат активно расти в ближайшие годы. Повышение индекса цен ФАО, который включает 55 видов продовольственных товаров, произошел из-за подорожания сахара, зерновых, масла и молока.
К неблагоприятной внешней конъюнктуре добавляются внутренние проблемы в странах СНГ. Из-за крайне сложных погодных условий Таджикистан, Киргизия (и без того ослабленная постоянной политической нестабильностью), возможно, Узбекистан могут столкнуться в 2011 году с угрозой голода. По информации Гидрометеоцентра Таджикистана, в течение минувшей осени и нынешней зимы здесь в горах выпало исключительно мало осадков - всего в пределах от 5 до 15 процентов от среднегодовых норм, похожая ситуация сложилась и в Киргизии. Сельское хозяйство же Узбекистана критично зависит от поступления воды с горных массивов Таджикистана и Киргизии.
Проблема возможного голода в центральноазиатских республиках не может не волновать Москву. Тем более что в результате экономической нестабильности в этих странах Россия может получить еще свыше миллиона гастарбайтеров - беженцев от голода. Однако у нас до сих пор не выработана действенная программа продовольственной помощи соседям по СНГ. Вместо нее появляются, порой, малоэффективные и непрозрачные проекты, как, скажем, программа "Школьные завтраки в СНГ". Предполагалось, что Россия будет финансировать школьные завтраки во всех странах Содружества, независимо от уровня бедности и развития сельского хозяйства. Объем финансирования мог составить многие миллиарды рублей.
Кроме того, оказание продовольственной помощи некоторым странам СНГ может также столкнуться с существующим сейчас в России эмбарго на вывоз зерна и некоторых других продуктов.
Инновационное сотрудничество на пространстве Содружества
По словам участников видеомоста Москва - Ереван - Астана - Киев на тему инновационного сотрудничества, состоявшегося в РИА Новости, "агитировать кого-либо за стратегию инновационного развития уже нет необходимости. Об этом даже африканские страны сейчас говорят".
Но, если в СССР предприятия, внедрявшие инновации в производство, составляли почти половину, то сегодня в Содружестве их число не превышает 10-15%. Общая доля наукоемкой продукции стран СНГ на мировом рынке по мере перехода к рыночной экономике уменьшилась, как минимум, в 20 раз - с 8%(1990 год) до 0,3-0,4% в последние годы.
По свидетельству профессора Николая Комкова из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, "если говорить о результативности инновационных проектов, то похвастаться здесь многим странам СНГ просто нечем. К примеру, из тысячи инновационных проектов на Украине только шесть осваиваются различными предприятиями".
В 2010 году предполагалось, что удастся найти алгоритм перехода экономик СНГ на инновационный путь - год был объявлен Годом науки и инноваций в Содружестве. Особое внимание уделялось разработке программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года. Заказчиком - координатором данной программы - было определено Россотрудничество. В ноябре 2010 года на заседании Совета глав правительств СНГ решили, что окончательный проект программы (включая перечень инновационных проектов) будет согласован до конца года на встрече в Астане.
Между тем в казахстанской столице в ходе заседания рабочей группы официально заявлено, что программа не будет готова к апрелю 2011 года, когда она должна быть утверждена Экономическим советом СНГ.
Директор департамента новых технологий и энергосбережения Министерства индустрии и новых технологий Казахстана Галым Амреев в связи с этим предложил "провести небольшую перезагрузку и понять, что у кого есть (в сфере инноваций)". "Мы пришли к тому, что необходимо определить совместные приоритеты - чем мы будем заниматься, поскольку это связано с финансами, это связано с бюджетами стран-участниц СНГ… надо начинать с того, чтобы мы могли проанализировать и понять, какую интеллектуальную собственность имеем в наших странах".
Создание многосторонней зоны свободной торговли
Договор о создании ЗСТ в Содружестве планировалось подписать еще в 2010 году, в год председательствования России в интеграционном объединении. Однако из-за ряда разногласий подписание договора перенесено на 2011 год, в котором председательствование в СНГ перешло к Таджикистану. В апреле текущего года договор должен быть представлен на одобрение Экономического совета СНГ, в мае - Совету глав правительств Содружества. Базовые принципы соглашения базируются на правилах Всемирной торговой организации, что крайне важно для Украины, Армении, Молдавии и Киргизии, уже ставшими членами этой организации. Впрочем, как и для России с Казахстаном, стремящимся наконец-то присоединиться к ВТО в 2011 году. Соглашение о создании ЗСТ в Содружестве предусматривает для государств, подписавших его, единые правила торговли, меры торговой защиты и процедуры разрешения споров.
Стоит напомнить, что подобное соглашение о создании ЗСТ в СНГ было подписано президентами ряда стран еще в 1994 году. Но документ остался на бумаге, поскольку стороны не смогли договориться о единой системе изъятий из режима свободной торговли. Сейчас ситуация осложняется тем, что подписано около 110 соглашений о взаимной торговле на двусторонней основе между различными странами Содружества, что создает большие препятствия для развития взаимной торговли в интеграционном объединении в целом.
В принципе, новый документ о создании ЗСТ готов, однако Украина продолжает настаивать на полном режиме свободной торговли и отмене всех изъятий и ограничений, тогда как за сохранение части из них выступают страны - члены Таможенного Союза ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан), и, скорее всего, ТС будут жестко стоять на своем.
Ясно, что согласование разногласий в процессе создания Зоны свободной торговли не будет простым.
Хотя всем участникам СНГ так же понятно, что без решения перечисленных проблем в 2011 году вряд ли можно надеяться на устойчивые перспективы этой структуры на постсоветском пространстве и ее конкурентоспособности по сравнению с другими интеграционными объединениями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции