Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
Общество бурлит: стране предложен проект нового образовательного стандарта для старшей школы. Ученые, учителя и родители уверены: если его примут, произойдет катастрофа: из школы будут выходить полуграмотные выпускники, не знающие ни русского, ни математики, ни географии с химией.
Что такое новый стандарт
О том, что такое новый стандарт для старших классов, уже много написано. На первый взгляд, в нем декларируются правильные вещи. Скажем, предложено разгрузить школьные программы, сократив количество предметов в два раза. Их станет десять-одиннадцать. А еще школьникам предлагается изучать не все науки, а выбирать те, которые им понадобятся в будущем. Впрочем, есть исключения: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультуру и новый "патриотический" предмет "Россия в мире" (синтез истории, обществознания, географии и культурологии) придется в обязательном порядке изучать всем. Принудительным является и нечто под названием "Индивидуальный проект".
Старшекласснику можно будет самому решать, на каком - профильном, базовом или интегрированном (облегченном) - уровне изучать тот или иной предмет. Выбирать придется из шести областей. Первая - русский язык и литература, или родной язык и литература (на интегрированном уровне будет преподаваться "русская словесность"). Вторая область - иностранный язык. Третья - математика и информатика (на облегченном уровне - это смесь математики с информатикой, а на базовом и профильном - алгебра и начала анализа, и геометрия). Четвертая область - общественные науки: история, обществознание, география, экономика, право. Пятая - естествознание: химия, физика, биология и экология. Те, кому эти предметы не нужны, смогут взять интегрированный предмет, включающий все это в одном флаконе. Шестая область - курсы по выбору (искусство или нечто по желанию школы). Ребенок сможет набрать 6-7 предметов (но не более двух дисциплин из одной предметной области).
ЕГЭ по патриотизму
"Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь", - это слова главного разработчика стандартов гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова. В них - идеология стандарта.
"Единая Россия" на заседании Государственно-патриотического клуба партии обсудила этот проект стандарта и сочла, что уроки патриотизма в школе смогут предотвратить погромы, подобные тем, что были на Манежной площади. Кое-кто даже предложил ввести и оценку по духовно-нравственному воспитанию. Как напомнил в передаче "Судите сами" ее ведущий Максим Шевченко, у Ленина в гимназии была "пятерка" по закону Божьему, что не помешало ему потом расправиться с церковью.
Уроки патриотизма любви к Родине вряд ли прибавят. Воспитывать это чувство лучше на уроках родной литературы, истории и даже географии. Но на них-то как раз по новому стандарту времени (а точнее - денег) не останется.
Плач учителя
Учитель русского языка и литературы Татьяна Федорова, работающая в московском Центре образования "Школа здоровья" № 1071, лауреат премии президента РФ в области образования, уверена: из-за того, что в учебном плане среди обязательных предметов нет русского языка и математики (зато есть физкультура, ОБЖ и Россия в мире), дети будут лишены возможности изучать многие базовые предметы.
Учитель спросила 56 своих десятиклассников, какие предметы они выберут для себя. В результате опроса стало ясно: некоторые дисциплины будут заживо похоронены. Географию предпочел один человек, экологию - никто, тяжелая ситуация с биологией и химией.
Происходит это даже не столько из-за лени или отсутствия интереса у школьников, а потому что выбрать можно только семь предметов.
Облегченный (интегрированный) уровень изучения, например, почти никого не заинтересовал. Даже математики предпочли "русской словесности" "русский" на базовом уровне. Им ведь сдавать обязательный ЕГЭ по предмету. Но, выбрав русский язык, многие лишаются возможности взять литературу - второй предмет из этой образовательной области (ведь для поступления в вуз им понадобятся и обществознание, и история, и право, и география…). В итоге из двух десятых классов литературу выбрали лишь двое будущих филологов. Все остальные ни Толстого, ни Достоевского изучать не будут.
Гуманитарии тоже отказались выбрать облегченный предмет - "математика-информатика", предпочтя ему базовые курсы алгебры и геометрии (всем ведь сдавать ЕГЭ по математике). Из-за этих двух непрофильных для них предметов (из одной предметной области) они лишаются возможности изучать литературу.
Те, кто готовится в медицинский вуз, должны взять сразу три естественнонаучных предмета - химию, физику и биологию. А имеют право лишь на два. Но литературу как дополнительный предмет такие ребята взять не смогут (лимит ими использован). У некоторых из опрошенных выбор стоял между обществознанием и историей. А что представляет собой курс "Россия в мире" - дело темное.
Один ученик - один учитель?
И как платить зарплату географу или химику, чей предмет выбрал всего один человек (финансирование-то - подушевое)? У них не будет ставки, а значит - нормальной пенсии. Еще проблема: а вдруг ребенок в 11-м классе поменяет предметы?
Среди учителей гуляет фантастическая версия, что школы разделятся: в одной будут физика, география, биология, в другой - русский, обществознание, история. И дети будут искать учебное заведение с нужным набором предметов.
Ясно, что все дополнительные дисциплины будут платными. Но если в обычной школе у каждого ученика может быть один дополнительный предмет, то в профильных гимназиях, где изучают не только родную литературу, но и зарубежную, а еще мифологию, поэтику, - их будет много. То же касается и естественнонаучных гимназий и лицеев. Им новый стандарт несет гибель.
Вот и приходит на ум, что за стандартом стоит жесткая финансовая подоплека, а не забота о разгрузке старшеклассников. А если родители не смогут платить, значит, дети будут изучать, прежде всего, Россию в мире, ОБЖ с физкультурой и только несколько предметов на свой выбор.
Новые стандарты встречают полную поддержку
Александр Кондаков рапортует: новые стандарты встречают полную поддержку. Это не так. Просто обсуждение устроено хитро, и у чиновников есть возможность отчитаться в успехе.
Татьяна Федорова, участвовавшая в экспертизе стандартов, рассказывает: "На четверть ставки я работаю в методическом центре окружного Управления образованием. Оттуда позвонили и попросили за вечер сделать экспертизу стандартов. Она представляла собой таблицы, в которых нужно было ответить на вопросы, касающиеся чисто формальных вещей (как сформулированы положения стандарта, учитываются ли возрастные особенности старшеклассников…). Вопросы были составлены таким образом, что чаще всего предполагался ответ "да". Но там не было главных, содержательных вещей: как я оцениваю распределение часов и количество предметов, какие из них должны быть обязательными. На такие вопросы все методисты дали бы отрицательные ответы".
А ведь в итоге окажется, что Москва положительно отозвалась о проекте стандартов. Экспертиза делалась Департаментом образования столицы по заказу министерства образования. Всенародное обсуждение заканчивается 15 февраля.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции