Такое ощущение, что история в России идет по кругу, а фигуранты исторического процесса упорно продолжают наступать на одни и те же грабли. Даже в мелочах. Чуть больше двух месяцев спустя после завершения процесса Егора Бычкова в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге точно такая же история случилась в Новосибирске.
Опять под судом оказались сотрудники некоммерческого фонда, который на сей раз называется "Новосибирск без наркотиков". Главу фонда Альберта Сажина и трех его сподвижников обвиняют в похищении и незаконном лишении свободы наркоманов, к которым, правда, теперь прибавились алкоголики. Опять государственный обвинитель требует дать борцу с наркоманией восемь лет колонии строгого режима. И вновь адвокаты требуют всех оправдать.
Ситуация повторяется как будто под копирку. Хотя есть и небольшая, непринципиальная разница. Сажин торжественно позиционирует себя как христианина, но местные православные структуры называют его сектантом. Один из обвиняемых, Антон Синяков, который раньше лечился – и вполне успешно – у Сажина, рассказывал: "У нас все основано на христианских заповедях. Когда меня привезли с ломкой, за меня молились и просили у Бога, чтобы я спал. И я спал". Если помогло – то и ради Бога. В любом случае, суд не вникает в конфессиональные тонкости.
Кроме того, Сажин, в отличие от Бычкова, поставил дело на коммерческую основу. С родственниками пациентов заключался контракт, и они платили некоммерческому фонду от 8 до 10 тысяч рублей в месяц. Сумма небольшая, хотя для кого-то может быть и весьма существенной. Однако тогда не совсем понятно, о каком "похищении" может идти речь.
Возможно, сами контракты могут считаться юридически ничтожными. Но ясно, что Сажин и его люди не нападали на наркоманов из-за угла и не затаскивали силком в свои клиники, а забирали с согласия родных и близких. Причем согласие было зафиксировано письменно. Да еще родители, мужья, жены готовы были платить за то, чтобы их близких исцелили от злостного недуга. Таким образом, можно сказать, что фонд "Новосибирск без наркотиков" совершал благое дело. Без всякого преступного умысла.
Остается надежда, что во всех этих нюансах разберется суд. В деле Бычкова ведь удалось в конце концов разобраться, не на городском, так хотя бы на областном уровне. Тогда все закончилось хеппи-эндом. Но, тем не менее, Егор Бычков был признан виновным. Потому что нарушил закон. Не имею ни малейшего желания предрешать приговор и оказывать давление на суд, но и Сажина, скорее всего, тоже придется признать виновным. Другой вопрос, сможет ли судья подойти неформально и учесть все обстоятельства этого дела.
А обстоятельства – и не только этого дела, а всего текущего момента – очень печальны. Попробуем взглянуть на общую картину, так сказать, с высоты птичьего полета. Альберт Сажин – не первый, как и Егор Бычков не был первопроходцем. Еще раньше фонд под названием "Город без наркотиков" был учрежден в Екатеринбурге Евгением Ройзманом, тогда еще депутатом Госдумы. Создана уже целая ассоциация некоммерческих организаций "Родина без наркотиков", в которую входит более 20 общественных организаций, занимающихся реабилитацией наркоманов, и ее президент Вадим Харитонов активно поддерживает Сажина.
Можно по-разному относиться к конкретным общественным деятелям. Но если раз за разом появляются подобные энтузиасты, и к ним обращаются за помощью тысячи людей, значит, это кому-нибудь нужно. Следовательно, на них есть спрос и острый общественный запрос. Есть очень серьезная проблема, и не только в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле или Новосибирске. А государство с этой проблемой не справляется.
Но ведь у нас существует могучее специальное ведомство – Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, с отделениями во всех областях, городах и весях. Чем она занимается? Пока слышно только о больших успехах ФСКН в Афганистане, где постоянно уничтожаются огромные объемы конопли. Это замечательно, и можно только приветствовать. Но что происходит внутри России?
Все добровольные, самодеятельные, общественные организации, пытающиеся справиться с ростом наркомании, хоть как-то остановить наступление дури на наших сограждан, прежде всего молодых, вступают в клинч, в острый конфликт с местными чиновниками, а в первую очередь – с правоохранительными органами. Раз за разом прокуроры требуют упрятать борцов с наркоманией и наркомафией на длительные сроки в лагеря. Согласитесь, что это ненормально.
А борцы, энтузиасты, общественники просто вынуждены выходить за рамки правого поля. Причины этого доходчиво и профессионально разъяснил директор частной наркологической больницы, в прошлом главный нарколог Новосибирской области Игорь Киреев: "Наркологические больные – люди с психическим нарушением. В больнице их обезвреживают уколами, нейролептиками, даже используют так называемое медицинское стеснение – привязывают специальными вязками. Первые две недели, когда человек выходит из кризиса, он абсолютно сумасшедший. Какими способами его удержать? Кто на что способен, тот так и удерживает".
Иначе говоря, в период ломки ни о какой добровольности лечения говорить не приходится. Уже потом, после выхода из кризиса, пациент в состоянии сам решить, продолжать ему лечение или "выйти на волю", вполне возможно, за новой дозой. А в первое время обколотого или обкуренного гражданина никакими молитвами не удержишь. Только силой. А это противоречит закону.
Принудительное лечение допускается только по решению суда. А суды такие проходят редко. А правоохранительные органы почему-то гораздо активнее заняты борьбой с теми, кто борется с дурью, а не с теми, кто эту дурь распространяет.
Вот и продолжается эта вечная сказка про белого бычка, обдолбанного до полной потери памяти. Но это наши дети, наше будущее, и если, грубо говоря, не навалиться всем миром, всем обществом, то мы их просто потеряем.
Впрочем, общество и пытается "навалиться". Гуманный, да, попросту говоря, разумный приговор Егору Бычкову стал результатом усилий общественности. Правда, одному из ее представителей, екатеринбургскому музыканту Владимиру Шахрину пришлось обращаться к президенту Медведеву.
И что, каждый раз надо добираться до первых лиц государства? Так и метаться от процесса к процессу очередного борца с засильем дури? Это тоже ненормально. Логика подсказывает более простой выход. Во-первых, все-таки надо подумать над поправками в законодательство. Чрезмерный либерализм по отношению к наркоманам неуместен и просто опасен для страны. А во-вторых, местные чиновники, прокуроры, милиция-полиция, вместо того, чтобы бороться с Бычковым, Сажиным и продолжателями их дела (а они наверняка еще появятся), могут им помогать, действовать с ними в тесном контакте, а заодно – жестко контролировать энтузиастов, чтобы тоже не переусердствовали.
Что для этого требуется? Да всего ничего. Надо, чтобы лозунг "Город без наркотиков" стал бы не уделом одиночек, неформалов и самодеятельных групп, а реальной официальной программой городских властей. Если они действительно в этом заинтересованы. А то ведь их подозревают чуть ли не в связях с наркомафией. Вот пусть и развеют эти подозрения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции