Ольга Соболевская, обозреватель РИА "Новости".
На этой неделе искусство питает интерес к очень разным темам. Оно изучает семейную жизнь маньяка по имени Синяя Борода, исследует адюльтер и озадачивает странными русскими пейзажами. Общий знаменатель тут один: психоаналитика.
Маски Синей Бороды
Встречайте герцога Синяя Борода, прибывшего из Петербурга в Москву, в Большой театр! Оперу Белы Бартока о женоубийце из недетской сказки Шарля Перро привез Мариинский театр, который по-своему трактовал спектакль Английской национальной оперы и представил премьеру в июне прошлого года. Штурмовать "Замок герцога Синяя борода" в постановке американца Дэниела Креймера нужно 24 и 25 января, причем в понедельник оперой дирижирует маэстро Гергиев.
Музыкальный триллер претендует на две "Золотые маски" - национальные театральные награды. Он выдвинут на премию в номинации "лучший спектакль в опере", а меццо-сопрано Елена Жидкова, исполняющая партию жены маньяка Юдит, может получить "Золотую маску" за лучшую женскую оперную роль.
Прообраз Синей Бороды – французский маршал 15 в. Жиль де Рэ, казненный по обвинению в убийствах своих жен и ритуальных убийствах, видимо, был оклеветан королем Карлом VII. 20 лет назад историки и политики, скрупулезно изучив архивы инквизиции, полностью реабилитировали маршала.
Однако легенда не умерла, у герцога Синяя Борода в истории и литературе осталось немало влиятельных единомышленников-маньяков: Дракула (валашский господарь Влад Цепеш), Джек Потрошитель, Гренуй, парфюмер из одноименного романа Зюскинда, а отчасти – сам Генрих VIII, британский король. Дэниел Креймер в своей постановке заставляет вспомнить этот "клуб" женоненавистников для того, чтобы показать… странности любви.
Эти отклонения можно охарактеризовать как садомазохизм, а можно – как безумную одержимость. Юдит страстно влюблена в мужа, хочет разгадать его тайну и найти все скелеты в его шкафу (точнее, его дворце). И она в буквальном смысле находит их. Синяя Борода в исполнении бас-баритона Уилларда Уайта оказывается одновременно зловещей и трагической фигурой, жертвой собственных неуемных страстей.
Адюльтер с психоаналитическим привкусом
"Слишком много нот", обругал "Похищение из сераля" Моцарта австрийский император Иосиф II. Слишком много слов, говорят критики о вышедшем на прошлой неделе в прокат фильме "Прошлой ночью в Нью-Йорке" иранки из США Мэси Таджедин.
Впрочем, на этом претензии к режиссеру почти исчерпываются. Публика испытывает эстетическое удовольствие, созерцая, как водоворот физического влечения засасывает две молодые пары. Вся драма в том, что муж и жена оказываются в разных парах.
Главная героиня Джоанна (ее играет Кира Найтли), проводив мужа Майкла (Сэм Уортингтон) в деловую поездку, неожиданно встречает бывшего возлюбленного. Тем временем Майкла гипнотизирует красавица-коллега.
"Сердца четырех" проходят испытание, режиссер атомизирует и выводит формулы для каждого чувства героев. Не каждое психоаналитическое откровение получается таким красивым и драматичным, как у Таджедин. Так, например, в ленте "Близость" (с Джулией Робертс, Натали Портман, Джудом Лоу и Клайвом Оуэном) психоаналитика выглядит грубее и проще.
А насколько беспристрастна Таджедин в трактовке женских и мужских характеров - судить зрителям.
Русский пейзаж в психоаналитическом стиле
Не знали Шишкин, Саврасов, Куинджи, Левитан и Поленов, что гармонию их пейзажей можно разложить на "алгебру" красок, перевести на язык комиксов и превратить в произведения трикотажного искусства. На это отважились современные русские художники, представившие свои работы в галерее "Винзавод". Выставка, проходящая с 18 по 30 января, называется "Русский пейзаж".
Художница Людмила Константинова выявила любимые цвета у всех великих пейзажистов и запечатлела свои "резюме" по каждому классику. Ее картины было бы идеально перенести на пледы и покрывала – в качестве набивных рисунков. А вот опыт другой художницы, Ольги Кройтор: она сконструировала современный русский пейзаж из старых газет.
Чего только не встретишь в качестве главных примет нынешнего русского пейзажа: тут и кладбище, и граффити, и морковки, и паучки. Откуда? Почему? Зачем? Все эти вопросы лучше не задавать. Внятные ответы на них порой не могут дать ни сами художники, ни даже психоаналитики. Похоже, в искусстве содержательность и красота превращаются в архаизмы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции