АНКАРА/МОСКВА, 21 янв - РИА Новости. Очередной раунд переговоров Тегерана и "шестерки" международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) начнется в Стамбуле 21 января.
В стамбульских переговорах примут участие высокий представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, политические директоры (заместители глав МИД) "шестерки" и иранская делегация во главе с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили.
Ни аналитики, ни сами стороны переговорного процесса не питают надежд на прорыв в ходе двухдневной встречи в Стамбуле (21-22 января). Однако, как сообщил накануне в Анкаре исполняющий обязанности главы МИД Ирана Али Акбар Салехи, иранская сторона намерена провести переговоры "в конструктивной атмосфере".
Предыдущий раунд переговоров по иранской ядерной проблеме, который состоялся после годовой "паузы" переговорного процесса между иранской стороной и "шестеркой", завершился 7 декабря 2010 года в Женеве. По мнению экспертов, сам факт того, что Иран согласился вернуться за стол переговоров, говорит о серьезном настрое иранской стороны.
Обострение международной ситуации вокруг Ирана, в частности из-за его ядерной программы, и ужесточение санкций в отношении Тегерана, которые в значительной степени затронули экономику страны, заставили руководство страны проявить политическую гибкость и возобновить переговоры.
В этих условиях руководство Исламской Республики, осознавая особую важность вопроса реализации атомной программы и одновременно возможность наладить диалог с мировым сообществом, соглашается на беспрецедентные для Тегерана шаги: "ядерный аттракцион" для иностранных дипломатов.
В минувшую субботу, 15 января, иностранные дипломаты прибыли в Иран для того, чтобы в ходе двухдневного пребывания в Исламской Республике посетить ядерные объекты страны. В частности, Иран посетили главы и руководители тройки Движения неприсоединения (Египет, Куба и Иран), "Группы 77" (G-77), Лиги арабских стран, а также послы Венесуэлы и Сирии. Участники переговорного процесса - страны "шестерки" - достаточно прохладно отнеслись к предложению иранской стороны и воздержались от посещения ядерных объектов Ирана.
Тем не менее, Иран продолжал активно поддерживать контакты в преддверии проведения Стамбульской встречи со сторонами, вовлеченными в переговорный процесс, и особенно с Москвой.
В понедельник президенты России и Ирана Дмитрий Медведев и Махмуд Ахмадинежад в телефонном разговоре, обсудив актуальные вопросы повестки дня российско-иранских отношений, подтвердили настрой на дальнейшее развитие многопланового взаимовыгодного сотрудничества.
В контексте обмена мнениями по проблематике иранской ядерной программы было отмечено значение предстоящей стамбульской встречи "шестерки" с иранским представителем.
Примечательно, что постоянный представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтанийе прибыл в Москву накануне стамбульской встречи. Хотя замглавы МИД РФ Сергей Рябков не стал связывать поездку Солтанийе с проведением встречи "шестерки" по Ирану в Стамбуле, указав только на то, что даты окончательно согласованы, и переговоры пройдут в том же формате, что и в Женеве 6-7 декабря прошлого года. При этом российский дипломат выразил надежду на то, что переговоры ознаменуют конкретные шаги и позволят снять озабоченности международного сообщества по иранской ядерной программе.
Как отмечают эксперты, глядя на интенсивность контактов иранской стороны с Москвой, Тегеран возлагает надежды на предстоящую встречу. Хотя иранская сторона упорно продолжает отказываться обсуждать только иранскую ядерную программу, считая ее своим неотъемлемым правом.
В этой связи, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил накануне в Стамбуле, что иранская ядерная программа не должна быть единственным вопросом повестки дня предстоящей встречи.
По мнению Лаврова, в Стамбуле должны обсуждаться и другие вопросы, включая перспективы снятия санкций, по мере того как Иран будет более эффективно сотрудничать с МАГАТЭ, темы экономического взаимодействия, а также сотрудничество по региональным делам.
"Шестерка" с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентством".
США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
Совбез ООН в июне 2010 года принял очередную резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее предполагаемой военной составляющей.