Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Продажи легковых автомобилей в России в прошлом года выросли на треть по сравнению с показателем 2009 года: продано 1,76 млн машин. Объем рынка аналитики консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PWC) оценивают в 33,7 млрд долларов. Причина - рост экономики страны в целом и благосостояния населения в частности, а также успех программы утилизации старых автомобилей. В наступившем году продажи машин могут даже превысить прошлогоднее достижение.
В лидерах - отечественные иномарки
Наибольшей популярностью, как следует из исследования PWC, пользуются иномарки отечественной сборки. В 2009 году на их покупку россияне потратили 5,9 млрд долларов, в 2010 году в два раза больше - 11,8 млрд долларов. Востребованность российских брендов возросла на 46% в количественном выражении и на 47% - в денежном (до 5 млрд долларов). Из-за растущего производства автомашин внутри страны, импорт их вырос всего на 2% в прошлом году и достиг 16,9 млрд против 16,5 млрд долларов в 2009 году.
Рейтинг лидеров популярности, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), возглавляют пять моделей марки Lada, а также автомобили Ford Focus, Renault Logan, Daewoo Nexia, Chevrolet Niva и Chevrolet Lacetti.
«Динамика продаж последних месяцев может свидетельствовать о том, что после года стагнации рынок восстанавливается благодаря государственной поддержке, более доступному автокредитованию, а также росту потребительского спроса, - говорит Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PWC в России. - На протяжении последнего полугодия 2010 года ежемесячный рост объема продаж превышал 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года».
Утилизация в помощь
В чем причина роста столь существенного роста продаж машин в условиях, когда экономический кризис еще не окончен?
Сказался эффект «низкой базы». Так, по данным АЕБ, в разгар кризиса в 2009 году продажа автомобилей в России «просела» на 50% - с 2,08 млн до 1,5 млн единиц. Улучшение макроэкономической ситуации в стране в 2010 году, рост ВВП, долговременное увеличение цен на нефть придают потребителям уверенности в будущем. Люди начинают тратить «заначки», отложенные на «черный день», и рискуют делать крупные покупки.
Хотя в действительности доходы населения увеличились ненамного. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян (то есть доходы, скорректированные на величину инфляции) за одиннадцать месяцев 2010 года выросли всего на 4,3%. По всей видимости, граждане не только тратили на покупку автомобилей «заначки», но и пользовались банковскими кредитами.
До кризиса каждый второй автомобиль приобретался с привлечением заемных средств. В 2010 году «кредитной» была каждая третья приобретаемая машина. Ставки по автокредитам в прошлом году радовали потребителя: можно было воспользоваться займом на пять лет под 14% годовых. Это примерно на четверть меньше средней ставки в 2009 году. К тому же многие автопроизводители предлагали собственные программы льготного кредитования.
Важнейшую роль сыграла государственная программа утилизации старых автомобилей, стартовавшая в марте 2010 года.
В рамках программы владельцы легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло десять лет и более, могут обменять их на сертификат. Он дает право на получение скидки в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля российской сборки. Как подсчитали в АЕБ, программа утилизации стала основным драйвером продаж, например, АвтоВАЗа: в прошлом году доля «утилизационных» машин в реализации концерна составила 46,2%.
Россияне купят больше машин
Объем продаж легковых автомобилей в России в 2011 году снова увеличится, прогнозирует партнер PWC Стенли Рут. Согласно базовому сценарию, рост рынка в 2011 году составит 20% и достигнет 2,1 млн автомобилей. Оптимистичный сценарий предполагает рост рынка на 35% - до 2,4 млн штук.
Прогноз PWC совпадает с расчетами продаж автомобилей в России, подготовленными АЕБ. По данным Ассоциации, объем продаж легковушек в этом году достигнет 2,24 млн единиц. В 2012 же году российский рынок автомобилей может вплотную подобраться к показателю благополучных предкризисных лет: объем продаж может составить 2,8-2,9 млн «легковушек», как было и в 2007 году.
Эти планы вполне могут стать реальностью. Экономика и благосостояние населения пусть медленно, но растут. Программа утилизации продолжается, а ставки банков по автокредитованию снижаются. К тому же производители в борьбе за покупателя готовы предлагать льготные программы кредитования.
Смотреть фотоленту "Утилизация автомобилей" >>
Правда, есть факторы, которые будут оказывать негативное влияние на рост продаж автомобилей. Это нестабильность глобальной экономики, что влияет на уверенность российских потребителей. Российская экономика не изолирована от мировой, и возможность так называемой второй волны кризиса сдерживает покупательную способность населения.
Препятствием для дальнейшего роста продаж автомобилей являются и инфраструктурные проблемы. Недостаточное количество дорог и мест для парковки автомобилей для многих остаются причиной нежелания иметь машину.
К примеру, в Москве использование машины практически гарантирует человеку долгое стояние пробке. Время, которое тратится на дорогу, может в два раза превышать время, которое тратит тот же человек, если пользуется общественным транспортом.
Осторожность производителей при планировании будущего производства также может стать препятствием для роста рынка автопродаж в России. Дело в том, что кризис нарушил радужные планы западных концернов по развитию производства в нашей стране. Кризисное сокращение продаж вполовину может сделать их более осторожными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции