Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Прошедший 2010 год стал годом возрождения среднего класса в стране. Россияне стали тратить деньги не только на товары первой необходимости, то есть еду и одежду, но и на совсем не обязательные опции. При этом граждане стали заметно больше экономить и откладывать на «черный» день. Вместе эти признаки могут свидетельствовать об окончании кризиса и своеобразной адаптации к новым экономическим реалиям.
Фитнес-клуб, турпоездка, покупка полиса добровольного медицинского страхования и рост трат на обучение – вот тот перечень услуг, к потреблению которых вернулись россияне (причем, как в столице, так и в регионах) в 2010 году. Эти услуги востребованы в основном людьми, относящими себя к среднему классу. Поскольку экономический кризис остро почувствовала на себе именно эта категория населения, то и востребованные ею услуги тогда «просели». Во время кризиса 2008 года от трат на спортклуб или путешествий отказывался каждый пятый опрошенный, говорится в обнародованном 18 января исследовании ВЦИОМ, посвященном потребительским итогам ушедшего года.
Аналогичная ситуация складывалась и после дефолта 1998 года. Тогда часть россиян потеряла работу, часть – лишилась до трех четвертей привычного дохода. В итоге под «нож» в первую очередь были отправлены необязательные расходы на спорт, заграничные вояжи, дополнительное образование, а накопления быстро проедались.
Люди экономили даже на еде, тем более, что из-за роста цен доля затрат на продукты в структуре расходов семей росла. Потребовалось несколько лет, чтобы частные школы, фитнес-клубы и услуги турфирм стали снова востребованы. Тогда же социологи начали говорить о восстановлении численности среднего класса. Через десять лет процесс, видимо, повторяется.
Главные траты – ремонт и «мобильник»
Как и в последние два года, самым распространенным вложением у всех опрошенных (вне зависимости от возраста и места проживания) в прошлом году стали траты на ремонт и покупку мобильных телефонов. Эти расходы были у 13% и 9% опрошенных соответственно. Наиболее дорогие гаджеты позволяют себе молодые люди (до 35%). Они же чаще других меняют модели на более современные.
Третье место в перечне трат заняли турпоездки. Причем у столичных жителей расходы по статье «туризм» всего за год выросли в четыре раза. «Нельзя говорить о туристическом буме, просто в отпуск поехали те, кто в кризис себе в этом отказывал», - говорит директор ВЦИОМ по коммуникациям Ольга Каменчук.
Экономия как признак среднего класса
Примечательно, что россияне одновременно и расширяют перечень трат, и стремятся больше сэкономить. Наученные горьким опытом кризисов, они стараются создать своего рода индивидуальные стабфонды. И это еще она черта, характерная для среднего класса.
В частности, по данным Банка России, в 2010 году объем банковских вкладов граждан вырос более чем на 1,5 трлн рублей и составил 9 трлн рублей. Хотя банковский депозит является наименее рискованным и наиболее консервативным инструментом приумножения средств. Фактически вклады в банках позволяют лишь компенсировать потери от инфляции: при росте цен в стране в 8,8% средняя ставка по рублевым депозитам, по данным ЦБ, составила 8,5%. Вложившись в ценные бумаги через ПИФы, можно было бы заработать значительно больше: в среднем не менее 22% годовых (по данным Центра макроэкономических исследований компании BDO в России).
Стремление экономить подтвердилось и при покупке новогодних подарков и организации досуга в каникулы. Формально средний «новогодний» чек увеличился в 2010 году на 5%. Здесь ВЦИОМ посчитал траты на подарки, новогодний стол, а также расходы на рестораны, театры и «елки». В среднем по России на эти цели работающие граждане выделили 6,2 тысяч рублей, в Москве – в полтора раза больше – 9,6 тысяч рублей.
Между тем, рост расходов в декабре 2010 года оказался меньше, чем годом ранее (тогда по сравнению с 2008 годом средний чек вырос на 11%). В благополучные 2006 и 2007 годы траты по условному «новогоднему» чеку возрастали на четверть.
Инфляция в 2010 году, по данным Росстата, составила, напомним, 8,8%, а рост цен на продовольствие – почти 23%. При этом наиболее часто граждане на Новый год дарили как раз продовольствие - конфеты, алкоголь, а также сувениры, говорит Каменчук. Получается, что наиболее часто преподносимые подарки подорожали на четверть, а расходы дарителей выросли всего на 5%. Это еще одно доказательство стремления граждан экономить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции