Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
Госдума окончательно одобрила законопроект о совершенствовании Единого государственного экзамена. Внесены поправки в закон «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Смогут ли эти изменения улучшить процедуру ЕГЭ, станет ли результат экзамена более объективным? Об этом в ходе видеомоста Москва-Санкт-Петербург, прошедшем в понедельник в РИА Новости, говорили чиновники Рособрнадзора и представители вузов Петербурга.
Как решили улучшить ЕГЭ
С 2001-го года, когда начался эксперимент по Единому госэкзамену, эту форму оценки знаний школьников непрерывно критикуют. Чего только не случалось за это время: и учителя писали ЕГЭ за учеников, и мобильниками выпускники пользовались прямо на экзамене, и даже происходила утечка строго засекреченных контрольно-измерительных материалов (то есть экзаменационных заданий).
Поэтому одним из главных достижений одобренных Госдумой поправок о совершенствовании ЕГЭ считается разрешение присутствовать на экзамене аккредитованным общественным наблюдателям. О необходимости такой меры еще летом говорила член Общественной палаты РФ, ответственная за проведение «горячей линии» по ЕГЭ, Любовь Духанина. Тогда наблюдателям было разрешено присутствовать на экзамене, но они не обладали практически никакими правами. Им не разрешалось выходить из класса, пользоваться фотоаппаратом или видеокамерой, чтобы зафиксировать нарушения. Теперь, на законных основаниях, общественные наблюдатели смогут направлять информацию о нарушениях в Рособрнадзор и в региональные органы образования. Возможно, в будущем им позволят присутствовать и на апелляциях.
В законопроекте затронут вопрос и о защите контрольно-измерительных материалов. Они приравниваются к информации ограниченного доступа. Меры защиты утвердит Рособрнадзор. А еще отдельным документом будет урегулирован вопрос, связанный с открытием ряда заданий в Интернете (существует открытый банк тестовых заданий, который ежегодно пополняется).
Одно из самых важных завоеваний законопроекта - запрещение детям пользоваться мобильным телефоном во время ЕГЭ, олимпиад и вступительных испытаний. Прошлым летом произошла парадоксальная история: министерство образования издало приказ о запрете проносить мобильники на ЕГЭ, но министерство юстиции отказалось его зарегистрировать. Они посчитали такое ограничение нарушением прав человека. Тем не менее, действовало распоряжение Рособрнадзора о запрещении использования мобильных телефонов на ЕГЭ. Во многих случаях оно не действовало.
Что будет теперь с теми, кто воспользуется мобильным телефоном на экзамене или олимпиаде? По словам сотрудника управления оценки качества образования Рособрнадзора Марины Лукьяновой, «уже закреплена ответственность для должностных и физических лиц».
«В Кодексе об административных правонарушениях есть статья, касающаяся нарушений, связанных с искажением результатов государственной итоговой аттестации и нарушений порядка ее проведения. Предусмотрены штрафы», - поясняет чиновница. Выпускник же, который пронесет на экзамен мобильный телефон, будет удален с экзамена. Сдать ЕГЭ он сможет лишь через год.
Еще в новом законопроекте сказано о том, что теперь создается федеральная информационная система, которая будет включать сведения об обучающихся в 11-х классах, об участниках и результатах ЕГЭ, а также списки зачисленных в вузы (в том числе - рекомендованных к зачислению), приказы о зачислении.
И последнее: ЕГЭ теперь обязаны принимать как аккредитованные, так и неаккредитованные вузы.
После принятия нового закона последует серия подзаконных актов. О них рассказала начальник управления надзора и контроля за образовательными учреждениями Рособрнадзора Татьяна Бархатова.
Законодательной нормой станет ограничение подачи документов в вузы: теперь абитуриент сможет отправить документы не более чем в пять учебных заведений. Как проверить, что выпускник не превысил эту норму? Татьяна Бархатова пояснила: «В прошлом году мы, через Федеральную базу свидетельств, мониторили эту ситуацию. Нарушителей оказалось порядка 7 тысяч. В этом году сервис будет работать и для приемных комиссий. Они смогут проверить, какое количество заявлений подал тот или иной абитуриент».
Будет введено и ограничение на подачу заявлений для победителей олимпиад (они пользуются льготами при поступлении). Призер олимпиады сможет воспользоваться законной льготой при поступлении лишь в один вуз. До 29 июля он должен будет представить туда подлинник документа об образовании.
Что не улучшили
Но наиболее радикальные предложения, связанные с совершенствованием ЕГЭ, в закон не вошли. Например, предложения Общественной
палаты РФ, высказанные еще год назад о том, что должны существовать независимые центры проведения ЕГЭ. Так происходит, например, в Германии. Экзамен должны проводить квалифицированные эксперты. Нельзя самому учить и самому себя оценивать.
Далеко не все учителя и вузовские преподаватели смирились и с самим фактом существования ЕГЭ. В прошлом году прошел Всероссийский съезд школьных учителей математики. На съезде был проведен опрос, и 70 процентов респондентов ответили, что ЕГЭ не способствует повышению качества математического образования. Съезд принял резолюцию с предложениями по совершенствованию экзамена. Речь, например, шла о том, чтобы разграничить ЕГЭ в части итоговой аттестации и вступительного экзамена. Либо сделать дифференцированный экзамен по математике: более сложный для математиков и щадящий - для гуманитариев. Эти предложения, кажется, и вовсе не рассматривались законодателями.
Александр Ледяев, первый проректор Петербургского госуниверситета путей сообщения считает, что ЕГЭ не должен быть единственным видом экзамена. «Много стран, где это - не единственный вариант получения документа о среднем образовании». «Благодаря ЕГЭ сегодня мы работаем с детьми, не зная о том, будут ли они нашими студентами. То, что мы получаем в виде документов (заявлений о желании стать студентом) - кот в мешке. Мы лишены возможности даже побеседовать с этим человеком», - пояснил Ледяев.
А еще раньше вузы, имевшие подшефные школы, дотягивали своих будущих студентов до нужного им уровня на подготовительных курсах. Сейчас же, по словам Ледяева, его университет вынужден, за счет собственных средств, дотягивать уже первокурсников по школьной математике и физике. Школа достаточных знаний не дает.
Кроме всего прочего, по мнению Веры Павловой, ответственного секретаря приемной комиссии петербургского филиала Российской таможенной академии, ЕГЭ не дает объективной картины состояния образования в стране. Например, к ним в вуз приходят абитуриенты с очень высокими баллами ЕГЭ по русскому языку из регионов, где русский не является родным. Или: у абитуриента аттестат троечный, зато результаты ЕГЭ - очень высокие.
Несмотря на все эти примеры, чиновники Рособрнадзора утверждают: ЕГЭ - это градусник. Он не для лечения, а для диагностирования. Увы, но диагностирует ЕГЭ высокий уровень коррупции, а еще, по словам Ледяева, он возводит в абсолют случайность: «С помощью ЕГЭ можно потерять гениального человека».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции