Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Сделку между отечественной «Роснефтью» и британской British Petroleum plc (BP) эксперты называют уникальной во многих отношениях. Во-первых, это крупнейшая международная сделка «Роснефти», во-вторых, совместный проект компаний по разработке арктических месторождений не имеет аналогов, а по степени риска его можно отнести к венчурным. Но игра стоит свеч – в распоряжении компаний окажутся участки с запасами нефти в 5 млрд тонн и 10 трлн кубометров газа.
Как уговорить британцев
По соглашению о стратегическом партнерстве, о котором было объявлено 14 января, «Роснефть» получит 5% акций ВР (сделка состоится в ближайшие недели), что сделает ее одним из крупнейших акционеров британской компании. Британцы, в свою очередь, к имеющимся у них 1,25% акций Роснефти добавят еще 9,53%, и станут вторым после государства акционером российского холдинга.
Эпопея с переговорами длилась почти шесть лет, и, возможно, растянулась бы еще на годы, если бы цепь событий не заставила британских контрагентов стать сговорчивее.
Российской стороне, что называется, повезло: экономический кризис 2008 года и катастрофа в Мексиканском заливе изрядно удешевили акции британской компании.
В настоящий момент, по оценке аналитика Банка Москвы Дениса Борисова, «котировки ВР примерно вдвое дешевле, чем были в середине 2008 года». Кроме того, авария на принадлежащей British Petroleum буровой платформе Deepwater Horizon и последовавший за этим разлив нефти подпортили репутацию компании в американском регионе. Как отметил в беседе с РИА Новости старший аналитик ИФК Метрополь Александр Назаров, British Petroleum пришлось выйти из ряда североамериканских бизнесов, и активизировать поиск партнеров в других регионах.
Что до России, то северная нефть ей очень нужна. На сегодняшний день, по мнению профессора Российского университета нефти и газа (РГУНГ) им. Губкина Бориса Туманяна, нашей стране хватает сырья и для внутреннего потребления, и для отправки на экспорт. Г-н Борисов из Банка Москвы тоже отмечает: прирост запасов стабильно превышает уровни добычи, однако эксперт обращает внимание и на тот факт, что этот прирост идет за счет «доразведки старых месторождений и применения новых технологий добычи». А вот новых масштабных месторождений, сопоставимых по запасам с Западной Сибирью, нет. И это подталкивает нашу страну заняться таким рискованным проектом, как освоение арктического шельфа. Только в одиночку делать это очень трудно. Если финансовых ресурсов у российских властей достаточно, то без привлечения технологий не обойтись.
Коварная северная нефть
Все, что связано с нынешней сделкой, кажется довольно рискованным. Компании рисковали, когда решились на обмен акциями. Денис Борисов не исключает, что «Роснефти», возможно, придется столкнуться с решением проблем связанными с возможностью новых претензий к ВР из-за разлива нефти в Мексиканском заливе. А британской компании надо держать в уме возможные последствия «дела ЮКОСа». Напомним, западные миноритарии ЮКОСа предъявляли судебные иски к российским властям.
Но все это ничто по сравнению с рисками вокруг самого арктического проекта, который аналитики даже называют венчурным.
Подобных технических задач никто никогда не решал, даже оборудование для освоения арктического шельфа только предстоит разработать. А самое главное, что предварительные запасы нуждаются в подтверждении. Сколько в действительности нефти на шельфе - достоверно не знает никто.
Как отмечает Денис Борисов, в регионах с большей, чем в Арктике, степенью геологической изученности, к моменту начала коммерческой выработки от первоначально озвученных запасов может остаться треть. Северные месторождения – место крайне малоизученное, и говорить о том, сколько там нефти, можно лишь после бурения разведочных скважин. А это дело ближайших 5-7 лет. Что до коммерческой добычи нефти, то она, по оценке профессора Бориса Туманяна, может начаться не ранее, чем через 20-25 лет. Правда, президент ВР Роберт Дадли заявлял СМИ, что эксплуатация новых месторождений может начаться значительно раньше – через 5-10 лет.
Но даже если и так, то рентабельность проекта пока под вопросом. Извлечение нефти на арктическом шельфе и ее транспортировка – дело крайне затратное. Прокладка трубопровода сейчас обходится в сумму от $1 млн до $5 млн за километр. Труба, идущая от арктических месторождений, может стоить в разы дороже - до $10 млн за км. Поэтому аналитики уверены, что рентабельность проекту могут обеспечить только дополнительные налоговые льготы. Видимо, так и будет. Нефтяники в прошлом году уже получили налоговые каникулы при работах на шельфе. А глава правительства Владимир Путин пообещал «намеренно создать» благоприятный налоговый режим новому проекту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции