Папа Римский Иоанн Павел II будет беатифицирован (причислен к лику блаженных) 1 мая 2011 года.
В Римско-католической церкви Коллегия кардиналов собирается под председательством папы для обсуждения вопросов, касающихся канонизаций. Это собрание называется консисторией (лат. consistorium – помещение для собраний).
В консистории принимаются решения о канонизации (от греч. kanonizo, "включать в канон", "узаконивать") – законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Сначала канонизация совершалось папой вместе с Собором епископов. Но с падением значения Собора на Западе участие его в канонизации не стало признаваться необходимым. Место Собора заняла Коллегия кардиналов с совещательным голосом. Все вопросы о причислении кого-либо к лику святых стали решаться в Риме папой и Коллегией кардиналов.
В первые века христианства о канонизации не говорилось, тогда доказательством святости был факт мученической смерти за веру во Христа или подвижнический характер жизни исповедника, о котором было известно всем. Со временем Церковь выработала определенные практики и процедуры канонизации.
В 1171 году папа Александр III издал декрет, резервировавший канонизацию Папскому Престолу, который только в 1234 году стал повсеместным церковным правом. В следующие века, кроме канонизаций, появились беатификации, то есть разрешения пап на почитание какого-нибудь праведного человека в определенной местности или регионе. Окончательно зарезервировал беатификацию за Папским Престолом в 1515 году папа Лев X. В 1642 году папой Урбаном VIII было введено четкое разграничение беатификации и канонизации.
Очень трудная и длинная процедура проведения процессов беатификации и канонизации почти не изменялась вплоть до начала XX века.
В 1902 году было учреждено историческое отделение Конгресса обрядов, при котором папа Лев XIII основал историко-литургическую комиссию, помогавшую решать трудные проблемы исторического порядка. В 1917 году был опубликован разработанный папой Пием Х Кодекс канонического права.
Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI и Иоанн-Павел II. В 1969 году Павел VI разделил Конгресс обрядов, создав два новых учреждения: Конгресс богослужений и Конгресс канонизации святых. В 1983 году пересмотр процедур канонизации завершился обнародованием апостольской конституции Иоанна Павла II и правил, которые образуют действующее законодательство в сфере канонизации.
В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях "кандидата", и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.
Процесс причисления к лику святых включает две ступени – беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно канонизацию, представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.
Беатификация (лат. beatificatio) – это акт причисления того или иного лица к лику блаженных, это своеобразная "низшая ступень" в процессе подготовки канонизации – непосредственного причисления к сонму святых.
Беатификация как необходимый этап процесса канонизации была введена с XVII века. Процесс беатификации предусматривает проверку ортодоксальности сочинений "кандидата" (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству "потенциального" блаженного (это требование необязательно только для мучеников).
Сначала в Ватикан представляется так называемое positio – достаточно обширное досье на "кандидата" в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части – неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания, как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные "кандидатом" (до XIX века таких "противников" даже назначали, именуя их "адвокатами дьявола").
Если процесс завершается в пользу "кандидата", досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата". Только после этого папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.
Процесс беатификации завершается обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе святого Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.
Процесс канонизации аналогичен беатификации. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в Конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в Конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение. Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. Все собранные сведения тщательно проверяются. Постановление о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам.
Предположениями канонизации в католической церкви признаются: принадлежность к Церкви, возраст разумения и способность различать Добро и Зло, смерть канонизуемого (канонизация может быть только после смерти).
Условия канонизации в католической церкви: святая жизнь и проявление чудодейственной силы. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели – вера, надежда и любовь, и четыре основных – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению. Признание наличности чудодейственной силы регламентируется следующими положениями: требуются не прижизненные чудеса, а посмертные. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.
Католическое деление святых на "святых" и "блаженных", "прошедших беатификацию", имеет своим следствием различие в их культе. Первые признаются и должны быть признаваемы за святых всеми членами Церкви; они призываются в публичных молитвах во всей католической церкви как ходатаи пред Богом. В их память могут быть освящаемы Церкви; память каждого из них Церковь празднует один или несколько дней в году; изображения святых со знаками святости (венец, нимб) могут быть выставляемы во всех церквах и почитаются, как иконы; останки святых (реликвии) открыто выставляются в церквах для поклонения верующих.
Культ блаженных имеет более ограниченный объем. Существенное его отличие от культа святых состоит в том, что он не может быть предписан для целой Церкви, он только допускается в таких пределах (очень редко). Запрещается расширять публичное отправление культа блаженного за пределы, в которых этот культ дозволен. Изображения и реликвии блаженных без особого дозволения папы не могут выставляться в храмах и ораториях, особенно где совершается месса. Также требуется особое разрешение папы на освящение престолов и на празднование в честь блаженных, на дневные службы им и на призывание их в публичных молитвах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников