Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Очень тихо, причем без всякого шума в конгрессе США, 11 января вступило в силу и сегодня уже сутки как благополучно действует российско-американское Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. Соглашение рассчитано на 30 лет.
Если бы его хотели "потопить" политически, то конгрессу было достаточно принять резолюцию о несогласии с положениями документа. Сначала "атомный ренессанс" США-Россия похоронила "кавказская война". Соглашение изначально было отдано на рассмотрение конгресса Джорджем Бушем-младшим в мае 2008-го, но в сентябре того же года фактически отозвано. Барак Обама сделал вторую попытку весной прошлого года.
"Соглашение 123" - это больше, чем СНВ
Обретение договором силы - чудный пример того, как конгресс может сделать полезное дело, не ударив палец о палец. По согласованной процедуре, на консультации между администрацией и сенатом и "обзор" документа отводилось 90 беспрерывных рабочих дней (без каникул). Обама направил соответствующее письмо в конгресс еще 10 мая. С учетом всех парламентских каникул, "отгулов" и перерывов на праздники и выборы, срок, до которого надо бы было принять резолюцию "несогласия", как раз и истекал в первую декаду января.
И срок этот беззвучно "ушел в песок", открыв дорогу соглашению, которое для "перезагрузки" может сделать гораздо больше, чем, скажем, несколько договоров по СНВ и/или сотрудничество по Афганистану. Это как раз и есть то самое конкретное, что позволит сделать "перезагрузку" не каким-то символическим изобретением без солидных "наполнителей" или с весьма "пористым" содержимым.
Смотреть фотоленту "Церемония подписания Медведевым и Обамой нового договора по СНВ" >>
"Соглашение 123" - так называют стандартную международную "атомную договоренность" американцы (раздел 123 Закона США об атомной энергии 1954 года дает Америке возможность делиться атомными технологиями и материалами с иностранными партнерами). Этот документ лежит в плоскости, которая затрагивает и сферу безопасности (ядерное нераспространение), и сферу мирного инновационного энергетического технологического партнерства.
В данном случае - партнерства между двумя странами, лидирующими в области гражданских атомных технологий и в производстве, обогащении, хранении и уничтожении ядерных отходов.
Есть чем поделиться
Россия, между прочим, начала сотрудничать с США в области атомных исследований и вести обмены совсем не вчера, не десять и не двадцать лет назад. Мы еще в 1973 году подписали 10-летнее соглашение о работах по контролируемому термоядерному синтезу, в области фундаментальных наук. Потом продлевали его, работали вместе в Чернобыле. Но все такое сотрудничество было подвержено, как выражаются в научном мире, "политическим флуктуациям". Иногда целые годы никакого реального сотрудничества и не было. Хотя соглашения и действовали. И низкообогащенный уран мы американцам поставляли и поставляем.
Но к сегодняшнему дню создалось совершенно дикое положение. Из всех стран, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года (190 подписантов), Россия оставалась единственной крупной ядерной державой, у которой с США не было "Соглашения 123". На нынешний день Вашингтон имеет такие договоренности с 21 страной.
И не то чтобы мы не могли без этого сотрудничать. Могли. По американским же подсчетам каждая десятая электрическая лампочка на "атомной накачке" в США питается российским урановым сырьем. Мы на сегодня покрываем 40% американских потребностей по сырью для атомных электростанций. И имеем контракты на поставку сырья на 4,9 млрд долларов. Во Францию и Японию мы поставляем уранового сырья примерно на 3 млрд долларов. А ведь их атомные энергетические возможности и способности гораздо меньше, чем у США. Сами же США способны по настоящее время покрывать только 20% от своих внутренних потребностей в сырье для атомной энергетики.
Но без "Соглашения 123" двери нашего атомного сотрудничества были всего лишь приоткрыты. А теперь могут открыться. В гражданской атомной энергетике у Москвы и США есть множество уникальных и дополняющих друг друга разработок. То, чем можем поделиться с США мы, у последних либо нет вовсе, либо на разработку уйдут долгие годы. И наоборот.
Россия, к примеру, мировой лидер в технологиях газоцентрифужного обогащения урана, в переделе уранового сырья (из оружейных градаций в низкообогащенный "мирный") с чрезвычайно низкими затратами, а также в области переработки и длительного хранения ядерных отходов. У США, кроме того, вообще нет технологий для создания реакторов на "быстрых нейтронах". Это фактически безотходные атомные печки.
Зато США - один из мировых лидеров (наряду с Францией) в области разработки новых защищенных реакторных технологий, энергоэффективных агрегатов, систем экологической безопасности, перевозки и пр. Инновационный потенциал объединения этих "атомных способностей" каждой из стран почти безграничен. И главное, он будет давать сильные "боковые отростки", которые в состоянии питать развитие множества иных производственных отраслей.
У соглашения есть и еще одна важнейшая составляющая. Оно - прямой путь к возрождению глобальной ядерной энергетики. Той, у которой ничего нельзя будет "украсть" и переделать под военные нужды. "Соглашение 123" это еще и серьезный фильтр на пути вероятного распространения реакторных технологий. Оно предусматривает жесткий режим непередачи обменных технологий и материалов третьим странам. Ни Россию, ни США этому учить, конечно, не надо. Обе страны и так твердо соблюдают режим ДНЯО. Но дополнительные стимулы в виде еще одного примера для "неподписантов" договора - тоже неплохая помощь для нераспространения и укрепления его режима.
В общем, новое соглашение - неплохая "инновационная составляющая" вялотекущей до сих пор "перезагрузки".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции