МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Присутствие главкома ВВС Польши до последнего в кабине пилотов польского Ту-154 с президентом страны на борту и ожидаемая реакция "главного пассажира" оказали психологическое воздействие на экипаж, заявила председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на пресс-конференции по итоговому отчету о расследовании причин авиакатастрофы.
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Расследование авиакатастрофы проводилось технической комиссией МАК.
"Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска", - сказала Анодина.
"Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц: главнокомандующего ВВС Республики Польша и директора протокола, и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира, по заключению летных экспертов и авиационных психологов, оказывали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения о продолжении посадки в любых условиях. И именно, хочу подчеркнуть, в небезопасных условиях для посадки, условиях неоправданного риска", - сказала Анодина.
Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов уточнил, что нарушение так называемого принципа стерильной кабины и наличие в кабине и на борту большого количества вип-пассажиров оказало влияние на принятие экипажем решения о выполнении пробного захода.
"Учитывая, что командир воздушного судна длительное время - более пяти месяцев - не выполнял заходы на посадку в метеоусловиях, соответствующих его минимуму, подтверждение самого минимума было просрочено, неуверенность командира воздушного судна в возможностях производства посадки, связанные с ухудшением метеоусловий, потребовало от него мобилизации психологических резервов. С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения", - отметил Морозов.
В отчете МАК по результатам расследования катастрофы самолета польского президента отмечается, что на конечном этапе захода на посадку командир находился в состоянии психологического конфликта: "с одной стороны - он понимал, что посадка в сложившихся услових небезопасна, с другой стороны - существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно на аэродроме назначения".