Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Новый год – вотчина главных федеральных каналов. Время, когда все остальные телекомпании отходят слегка в тень, наблюдая за яростной схваткой за зрителя двух гигантов, Сциллы и Харибды отечественного телевидения, Первого канала и «России 1». Встреча 2011-го года не стала исключением из правила.
Оливье против огонька
Новогоднее поздравление президента России традиционно считается самой рейтинговой программой российского ТВ (по данным TNS Россия). Обычно большинство зрителей страны предпочитают смотреть выступление Дмитрия Медведева на Первом канале. Срабатывает магия «первой кнопки». Так произошло и в этот раз – больше трети аудитории встретили Новый Год на Первом канале.
А вот за остальные программы шла жесткая борьба, что называется, в партере. Сам по себе жанр новогоднего развлекательного шоу не нов и давно уже выработал жесткую конструкцию действа – выступления известных артистов эстрады перемежаются более или менее удачными шутками-прибаутками конферансье в лице известных пародистов. И чем традиционней программа, тем аудитории приятнее пьется шампанское и естся холодец.
В итоге московский зритель предпочел развлекательную программу Первого канала «Оливье-шоу», костяк коего был составлен из номеров пародийного шоу «Большая разница» (зрительская доля 25,5%). А зритель российский выбрал более классическое зрелище в виде «Новогоднего Голубого огонька на Шаболовке» на «России 1» (31,1%).
Как говорил незабвенный капитан Врунгель, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». И если название «Оливье» как бы подразумевало, что программу можно смотреть хоть из тарелки с самым любимым российским салатом, то «Голубой огонек» претендовал на некую изысканность, заставляя зрителя мутными глазами всматриваться в происходящее на экране.
Гайдай и Рязанов как орудия тяжелого калибра
Телевизионный же талисман Нового Года «Ирония судьбы, или с легким паром», который Первый канал показывает много лет накануне боя курантов, для аудитории оказался не столь интересен, как музыкальная фантазия второго канала на тему сказки Александра Роу «Морозко» (22,5% против 26,2% соответственно).
Столичный зритель, правда, с удовольствием наблюдал за похождениями интеллигентного, но немного неуклюжего врача Жени Лукашина в исполнении обаятельного Андрея Мягкова.
По-прежнему хорош Леонид Гайдай, чьи знаменитые кинокомедии оба канала использовали 31-го декабря в качестве «стенобитных» орудий. Первый канал показал «Иван Васильевич меняет профессию», а «Россия 1» ответил «Кавказской пленницей, или Новыми приключениями Шурика».
Новогоднюю ночь выиграла «Россия 1», но в период изнурительной борьбы с 27 декабря по 2 января Первый канал вырвался вперед, опередив конкурента на 6%.
У НТВ вышло глухо
Что же касается третьего игрока в большой тройке федеральных каналов, НТВ, то он давно доказал, что праздники – не его специализация. Так получилось и на этот раз. Доля российской аудитории, посмотревшей проект канала «Новый Год в деревне Глухарево», составила всего лишь 16,1%.
Замечу, что московский зритель заинтересовался этим проектом еще меньше. Видимо, слегка подустав за прошедший сезон от актера Максима Аверина в роли милицейского следователя Глухарева.
Во всяком случае, самым рейтинговым на НТВ за период с 27 декабря по 2 января стал сериал «Брат за брата», в котором герой Ярослава Бойко лихо расправляется с разного рода преступниками. Но это к новогоднему телевидению никакого отношения не имеет.
Глоток свежего воздуха
Традиционно стильным оказался концерт Венского филармонического оркестра, который канал «Россия К» транслировал 1-го января в прямом эфире. На этот раз музыканты исполняли не только произведения Штраусов, но и их современников. В море развлекательного каникулярного телевидения это показалось глотком свежего воздуха.
Очень интересной была и линейка старых советских фильмов и телеспектаклей, которую культурный канал показал в новогодние дни. Глядя на эти картины, понимаешь, что с одной стороны мы, слава богу, далеко ушли от того времени. А с другой, жаль, что нет с нами тех великих актеров…
Штирлица рвало на Родину
Не могу обойти молчанием выпуск программы Андрея Малахова «Пусть говорят» 30 декабря, который был посвящен чествованию самой сексапильной разведчицы наших дней Анне Чапман. Такого высокопарного славословия в адрес человека, провалившего порученное задание, я давно не видел. Сам же формат временами напоминал юмористическую программу «Сам себе режиссер».
Например, показали, как Аня, катаясь на квадроцикле в ходе поездки по Горному Алтаю, перевернулась. Аня так прокомментировала увиденное: «Мне очень понравилось». Ведущий уточнил: «Падать?» Молчание. Перешли к другой теме.
Аню взволнованно поздравил педагогический коллектив одной из школ, в которой она училась, о ней рассказала ее подруга, близкие родственники. В студию пригласили даже первую любовь Ани. Молодой человек специально прилетел из Волгограда, несмотря на то, что терпеть не может летать. Зато поведал, что они с Чапман, тогда еще Кущенко, были в своих классах лидерами группировок. И т.д. и т.п.
Перефразируя Шекспира, так и хочется сказать: «Много шоу из ничего».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции