Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Во вторник 11 января депутаты Государственной Думы приступили к работе вместе со всем российским народом. Причем начали с места в карьер – сразу же с пленарного заседания нижней палаты Федерального Собрания.
Как сказал в своей вступительной речи спикер Госдумы Борис Грызлов, парламенту предстоит принять около 550 законопроектов, 90 из которых он и его коллеги считают приоритетными. В принципе, это вполне привычный уровень производительности труда для главного органа законодательной власти последних лет.
После того, как Дума перестала быть местом для дискуссий, она стала работать намного продуктивнее, опережая по количеству принимаемых законов за сессию едва ли не все парламенты мира.
Вперед к ратификации
Столь раннее начало работы нижней палаты было вызвано, прежде всего, тем, что уже в январе должны быть приняты два важных и можно даже сказать –судьбоносных документа: законопроект о ратификации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и Закон о полиции.
«СНВ-3 с точки зрения безопасности внешней, глобальной – не только для нашей страны, не только для наших партнеров в Соединённых Штатах Америки, но и для всего мира – будет иметь огромное значение», – заявил Грызлов. И добавил: «Считаю, что в процессе рассмотрения законопроекта о ратификации Договора о СНВ мы должны ещё раз внимательно проанализировать все вытекающие из него аспекты, которые так или иначе затрагивают интересы национальной безопасности Российской Федерации. Мы исходим из того, что глобальная безопасность неделима».
Впрочем, еще раньше, но тоже во вторник, Грызлов сообщил журналистам, что «Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о ратификации российско-американского договора СНВ 14 января, а окончательно - 25 января». Так, скорее всего, и произойдет. Конгресс США уложился в предрождественские дни в гораздо более сжатые сроки. А ведь там ратификация проходила в обстановке острого конфликта между республиканцами и демократами. В отличие от них, в российском парламенте царит полный консенсус между всеми фракциями по поводу принятия столь важного международного акта.
Законы, касающиеся внутренней политики, тоже, как правило, принимаются в бесконфликтной обстановке. Особенно те, которые вносятся от имени президента Российской Федерации – как это обстоит с Законом о полиции. В первом чтении он уже был принят в конце декабря, в январе планируется провести второе чтение, а может быть, и третье, так как закон этот должен вступить в силу уже 1 марта.
История этого законопроекта не вполне типична. Как и многие другие, он вышел из недр кремлевской администрации, однако затем, еще до внесения в парламент, был вывешен в Интернете на всеобщее обозрение граждан, которых попросили вносить свои поправки, замечания, исправления и дополнения. Президент Медведев назвал эту процедуру актом «прямой демократии», который был сродни референдуму или плебисциту.
В результате в Госдуму был внесен текст, заметно отличавшийся от первоначального варианта. Он стал гораздо строже, понятнее и четче в деталях. А некоторые общие положения из первой части проекта теперь звучат почти на уровне публицистики: «Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». Сразу же вспоминается популярная песня «Наша служба и опасна, и трудна», ставшая неофициальным гимном милиции. Полиция тоже могла бы взять его на вооружение.
Законопроект предусматривает и более конкретные изменения в деятельности милиции-полиции. Так, например, МВД избавляется от функций по проведению техосмотра транспорта, выдворению иностранцев, конвоированию заключенных и доставке повесток из военкоматов. В распоряжение Минздрава переводятся и медицинские вытрезвители.
Прогресс и отдельные недостатки
После 1 марта отечественные полицейские, совсем как их американские коллеги, обязаны будут заниматься разъяснительной работой. В третьей части статьи 14 закона говорится, что сотрудник полиции «обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, услуги переводчика, на уведомление близких о том, что он задержан, а также право на отказ от дачи объяснений». В самом первом варианте законопроекта, не говоря уже о Законе о милиции, подобной нормы не было.
После всенародного обсуждения в Интернете возникла и еще одна новелла. В законопроекте говорится, что сотрудники полиции не вправе входить в жилище против воли проживающих там граждан, за исключением четырех случаев: «для спасения жизни граждан и их имущества при массовых беспорядках, авариях и катастрофах», «для задержания подозреваемых в совершении преступлений», «для пресечения преступления» и «для установления обстоятельств преступления либо несчастного случая».
Заместитель министра внутренних дел Сергей Булавин, которому поручено представлять закон в Госдуме, сообщил, что в новом документе искореняется «палочная» система. Одним из основных критериев в оценке полиции должно стать мнение населения, проживающего на обслуживаемой территории, которое определяется через независимые социологические опросы и публикации в прессе. Кроме того, руководители территориальных органов внутренних дел будут отчитываться перед законодательными собраниями, а участковые уполномоченные - перед населением.
Против этой идеи трудно возразить по существу. Вот только сформулирована она излишне туманно и публицистично для законодательного акта. Данная норма больше похожа на благие пожелания, чем на ясное изложение принципов деятельности полиции.
Наряду с размытыми положениями есть в законопроекте и такие, которые кажутся предельно конкретными. Полицейским, в отличие от нынешних милиционеров, будет дозволено применение физической силы лишь в строгих рамках. В статье 22 прямо написано: «не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».
Правда, дальше идет оговорка: «Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона». Статья 23 регулирует применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Однако возникает неясность: от каких именно запретов и ограничении может отступать полицейский с пистолетом или автоматом? Не получает ли он право наносить удары «по голове, шее, ключичной области, животу» и так далее?
Время для исправления неточностей и недостатков еще есть, так как впереди два чтения, во время которых у депутатов есть право вносить уточняющие поправки. Можно утверждать с уверенностью, что законопроект примут в нужные сроки. А фракция КПРФ, скорее всего, будет голосовать против: коммунистам решительно не нравится само слово «полиция».
Правда, депутаты от компартии пытаются обосновать свои возражения не идеологическими, а экономическими причинами: дескать, слишком много денег потребуется для смены вывесок. Однако Татьяна Москалькова, депутат Госдумы и генерал-майор милиции, опровергла эти аргументы: «Ничего подобного, ни на одной вывеске вы никогда не увидите слово «милиция». Всюду написано «Управление внутренних дел по Центральному округу», «Главное управление внутренних дел по городу Москве» и тому подобное».
Тем более, что звания в полиции предполагается сохранить прежние, милицейские – от сержанта до генерала. Ни урядников, ни городовых, ни квартальных надзирателей не будет. Так что коммунисты могут не волноваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции