Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Встреча с главой китайского государства Ху Цзиньтао во вторник увенчала трехдневный визит в Китай Роберта Гейтса, министра обороны США. На поверхностный взгляд, мероприятие получилось чисто протокольным, не очень результативным, зато необходимым для подготовки визита в США Ху Цзиньтао на следующей неделе.
А если присмотреться к деталям, то обнаруживается масса интересного. Если одной фразой, то речь о пересмотре характера американо-китайских отношений. Пересмотре уже после того, как президент Барак Обама начал всерьез заниматься Китаем и азиатскими делами. Сейчас получается что-то вроде второй, новой китайской политики Обамы. Первая не получилась. И совершенно не случайно, что в Пекин поехал не министр торговли, а именно Гейтс. Дело в том, что и США, и Китай попали в ту ситуацию, в которой оказались в 1970-х годах США и СССР: с одной стороны, идет очевидная гонка вооружений друг против друга, с другой - без каких-то правил игры продолжать ее слишком опасно.
Дело не в Тайване
Год назад Китай заморозил военные связи с США из-за того, что Вашингтон все-таки решился выполнить заключенное еще в 2008-м году соглашение о поставках вооружений Тайваню на 6,4 миллиарда долларов. А вот теперь считается, что Гейтс приехал, чтобы эти связи разморозить, поскольку все равно было ясно, что протесты Пекина - чисто формальные. Да и визит Ху Цзиньтао на носу.
Но, во-первых, эти самые военные связи КНР-США в их прежнем виде так или иначе не стоили серьезного разговора. Другое дело - связи по линии разведслужб, в основном по поводу терроризма. Они были вполне адекватными. Кстати, отвечал за них в администрации Джорджа Буша именно Гейтс.
А во-вторых, Тайвань - что бы Пекин ни говорил - сейчас далеко не главная для Китая проблема. Сближение Тайваня с материком, прежде всего в области экономики, при нынешнем тайваньском президенте Ма Инцзю идет медленно, но верно. Американские тактические ракеты MGM140, которые получат тайваньцы (радиус действия - 300 километров), может, и долетят до той стороны Тайваньского пролива (170 километров), но это прежде всего оборонительное оружие.
Нет, проблема вышла на уровень стратегического баланса между первой и второй державами мира. И оказалось, что Вашингтон и Пекин только учатся разговору на эту тему.
Убить авианосец
Всегда интересно сравнивать позиции двух сторон. Из американских СМИ выясняется, что США давно уже подстраивают свои военные программы «под Китай». Конечно, не стоит слушать пропагандистский вой насчет темпов роста военных расходов Пекина - все равно по общим суммам до США никто в мире пока не дотягивается, даже после только что объявленных Бараком Обамой сокращений, первых за 10 лет. Нет, речь идет о более конкретных вещах.
Роберт Гейтс на борту своего самолета, летящего в Пекин, рассказывает сопровождающим его журналистам: США удивлены темпами развития военных программ Китая. И очень часто разведка эти программы недооценивает.
Одной из проблем оказалась китайская антикорабельная баллистическая ракета. Которую называют «убийцей авианосцев». Из-за нее, по словам Гейтса, в 2008 году ВМС США сократили программу строительства корветов DDG-1000, поскольку у них не было систем противоракетной обороны. А заодно устроили апгрейд радаров для авиации и иных систем - именно с учетом китайских возможностей.
А тут еще Пекин за несколько дней до приезда Гейтса устроил якобы неофициальную утечку информации насчет успеха очередных испытаний китайской модели истребителя пятого поколения. И его тоже, как ни странно, называют «убийцей авианосцев».
Смотреть фотоленту "Эксклюзивное шоу с участием китайского истребителя четвертого поколения J-10" >>
Но теперь посмотрим, как отвечает Китай. А очень просто: ну, нету у нас авианосцев, а у вас есть. И в любом случае, по китайским оценкам, китайские системы вооружений на целое поколение отстают от американских.
Но дело даже не в технологиях вообще, а в размещении ударных сил. В последние месяцы Китай в своем диалоге с США, кажется, к месту и не к месту добавляет: и, кстати, что здесь делают американские авианосцы? Целых три штуки, у самых берегов Китая? Ответ (опять же Гейтса) насчет того, что это - против Северной Кореи, Пекин явно не устраивает.
Учиться считать и говорить
Визит Гейтса в Пекин, по американским оценкам, был идеей администрации Обамы. Притом что китайская сторона отвечала на эту инициативу довольно мрачно и неохотно. Это важно. США решили, что с Китаем надо научиться говорить. В последние месяцы - как раз когда авианосцы подтянулись к китайским берегам - разговор не получался. Тем более, что были все признаки: «корейский кризис» спровоцировал вовсе не Пхеньян. А как раз Сеул, США же с радостью поддержали союзника. Да и в целом обновляют треугольную структуру военных отношений с Японией и Южной Кореей. А это не пустяк и не обещанная было госсекретарем Клинтон борьба за свободу китайского интернета (это было до Ассанжа и его утечек, сейчас о свободе в Сети Клинтон молчит). Тут вам не интернет, а авианосцы с ядерным оружием у самых китайских берегов.
Смотреть фотоленту "Вооруженный конфликт между Южной и Северной Кореей в Желтом море" >>
Итогом же визита можно считать сказанные в понедельник, после переговоров Гейтса и его китайского коллеги Ляна Гуанле, слова о том, что обеим державам надо уметь избегать «непониманий» и «просчетов». (Как отмечают в американских СМИ, особенно это важно в случае «коллапса» режима в Пхеньяне, если, например, американские войска двинутся по Корейскому полуострову с юга на север, а китайские - наоборот.)
Вот на этой точке, видимо, и зафиксируются американо-китайские отношения после предстоящего визита Ху Цзиньтао в США - на том, что надо научиться говорить друг с другом и правильно считать стратегический потенциал друг друга. Без этого никак.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции