Рейтинг@Mail.ru
Кинопафос в нокауте, ирония торжествует - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кинопафос в нокауте, ирония торжествует

© Предоставлено ЦПШ«Щелкунчик и Крысиный король» бесславно пал на поле боя со зрителями, «Отчаянная домохозяйка» вместе с «Туристом» честно пытались с ним сражаться.
«Щелкунчик и Крысиный король» бесславно пал на поле боя со зрителями, «Отчаянная домохозяйка» вместе с «Туристом» честно пытались с ним сражаться.
Читать ria.ru в
«Щелкунчик и Крысиный король» бесславно пал на поле боя со зрителями, «Отчаянная домохозяйка» вместе с «Туристом» честно пытались с ним сражаться. Но стойко выдержали оборону, похоже, только «Три богатыря и Шамаханская царица» и путешествующий Гулливер.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

«Щелкунчик и Крысиный король» бесславно пал на поле боя со зрителями, «Отчаянная домохозяйка» вместе с «Туристом» честно пытались с ним сражаться. Но стойко выдержали оборону, похоже, только «Три богатыря и Шамаханская царица» и путешествующий Гулливер. Сборы этих картин в прокате за новогодние каникулы еще не подсчитаны, но уже ясно, что относительно полных залов «удостоились» в праздничные дни лишь последние две ленты.

Так и хочется начать с «грустного и ужасного», как говорил мультяшный Вини-Пух, то есть со Щелкунчика, с которым Андрей Кончаловский, 40 лет вынашивавший идею снять картину по Гофману, явно перемудрил. Замысел перезрел и утяжелился.

По идее, это кино семейное, формально сказочное, по сути серьезное. Но для детей оно мрачновато и невнятно, а для взрослых – надуманно и банально. Режиссер вскрыл подсознание - не массовое, а свое собственное, ушел в его катакомбы и не вернулся. Кончаловский круто замесил Гофмана на Фрейде (как возмутился бы Владимир Набоков, на дух не переносивший учение австрийского психоаналитика), приправил антифашизмом, подсластил Чайковским и компьютерными технологиями. Но забыл поперчить чем-нибудь оригинальным, и продукт получился пресным.

И в США, и в России фильм, что называется, не пошел. И никакие «фишки» (голоса Пугачевой и Киркорова за кадром, к примеру) уже роли не сыграли. Отзывы публики о ленте даже приводить не хочется – тут звучит обычно ругательная лексика.

На Катрин Денев, Джонни Деппа и Анджелину Джоли всегда приятно посмотреть. Легкие возрастные изменения и усталость от Большого искусства им даже к лицу. И в «Отчаянной домохозяйке» Франсуа Озона с Денев, и в «Туристе» Флориана фон Доннерсмарка с Деппом и Джоли есть беспроигрышные декорационные бонусы: в первом случае французские интерьеры, во втором - венецианские пейзажи.

В последние годы вообще стало модно снимать звезд на шикарном историко-культурном фоне (недавний пример – «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс) – порой просто потому, что ничего примечательного в киносюжетах и характерах нет.

В прежние времена в роскошной историко-культурной обстановке разворачивались, мягко говоря, содержательные истории – взять хотя бы «Сладкую жизнь» Феллини. А в случае с нынешним кино постоянно кажется, что оно обслуживает туриндустрию и издание путеводителей. Впрочем, к картинам с Денев, Деппом и Джоли это не относится.

Как мы уже писали, «Отчаянная домохозяйка» аукается с музыкальной мелодрамой «Шербурские зонтики» (1964) Жака Деми, в которой юная героиня Денев предпочла романтическим грезам удел домохозяйки. В картине Озона великая французская актриса сыграла превращение «декоративной» жены, мадам Пюжоль, в директора зонтичной фабрики (раньше производством рулил ее муж). Выход бывшей домохозяйки на общественно-деловую трибуну оказался эффектным, музыкальным, ироничным. И Денев, и Депардье - в роли бывшего возлюбленного мадам Пюжоль - вдоволь посмеялись над собственными давними амплуа холодной роковой женщины и простака-мужлана.

Озон «протащил» современную политическую жизнь Франции, в очередной раз спел оду – слегка шутовскую - французскому феминизму, фактически воскресил героев Мольера – Тартюфа и «Мещанина во дворянстве» Журдена. Это изящное, легкое кино хорошего стиля и жанра (bon chic – bon genre) не могло не привлечь публику – ту, которой около тридцати и больше. Ну, в конце концов, для этой киноаудитории и работает Озон.

«Это я удачно зашел», - говорил вор Жорж Милославский в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Так мог бы с мрачным юмором сказать герой Джонни Деппа, прибывший в Венецию - умеренно интеллигентный американец, которому в городе карнавалов, Вивальди и Томаса Манна приходится бегать от бандитов.

Впрочем, эти гонки вовсе не означают бешеного экшна и драйва. Если и есть тут драйв, то, скорее, эмоционально-психологический и визуальный: любовная интрижка, роскошные интерьеры, наряды, макияж, великосветские танцы. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк снял пародийный детектив, который можно было бы так или иначе хвалить, будь он оригинальным. На деле же это римейк французского триллера «Неуловимый» с Софи Марсо и Иваном Атталем. Вроде и хочется поаплодировать режиссеру, но как-то рука не поднимается. Впрочем, если не предлагают ничего другого, то и «Турист» неплох.

Итак, повторим, эти фильмы по крайней мере не постигла катастрофа.

И вот, наконец, о героях января – анимационных «Трех богатырях и Шамаханской царице» Сергея Глезина. Нынешние былинные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович заставили смеяться и детей и взрослых, отпраздновали торжество мужской воли над женской (злая Шамаханская царица, заставлявшая плакать девушек, побеждена) и уже увековечились в Википедии.

Мультфильм весело трактует политическую ситуацию в России и на Украине, подшучивает над семейными отношениями - Илья Муромец женат на феминистке, Добрыня Никитич – фактически «подкаблучник». В отличие от того же «Щелкунчика», «Три богатыря» - кино без претензий на Большие Идеи и Глубокое Содержание. А получается интересно и забавно.

Кстати, в наше время взрослые охотнее смотрят мультики. «Большое кино» измельчало и занимается самоповторами, зато анимация насытилась общественным содержанием и заиграла злободневными иронико-юмористическими красками.

«Путешествия Гулливера» Роба Леттермана с Джеком Блэком в главной роли тоже заставили публику посмеяться. Идея ленты не нова: смело решайся на важные поступки, не будь духовным лилипутом. Однако подана она без излишнего пафоса и вполне педагогична.

На форумах зрители хвалят фильм за легкость и остроумие, а Блэка – за современную реинкарнацию его героя, нервного, нерешительного, слегка занудного. Но больше всего зрителям понравилась… продолжительность фильма: всего полтора часа, и никаких растеканий мыслью по древу.

Недлинное и ироничное кино зрители, как обычно, восприняли лучше, чем многословное, высоколобое и воспитательное кино. В наше время кинопроповеди не срабатывают, со зрителем надо говорить на его языке – не манерном и высокомерном, а просто хорошем и понятном. Тот, кто снимает кино «для себя», рискует увидеть свое кино «на полке», по закону бизнеса. Режиссеры, которые упорно снимают «для полки», давно уже не считаются героями-донкихотами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала