Рейтинг@Mail.ru
Толстикова: жесткие требования к дошкольной сфере не лишены оснований - РИА Новости, 11.01.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Толстикова: жесткие требования к дошкольной сфере не лишены оснований

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭДекан факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института Светлана Толстикова.
Декан факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института Светлана Толстикова.
Читать ria.ru в
Дзен
О ресурсах развития и достоинствах отечественной дошкольной сферы в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института Светлана Толстикова.

В послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев потребовал решить проблему нехватки мест в детских садах. О ресурсах развития и достоинствах отечественной дошкольной сферы в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института Светлана Толстикова.

- Светлана Николаевна, существует мнение, что наша "дошколка" неповоротлива и слишком формализована…

- У нас, и, правда, достаточно много жестких требований. Порой кажется, что выполнить их все просто нет никакой возможности. К примеру, запрещено в помещении детского сада держать цветы (у кого-то на них может быть аллергия), а с другой стороны, программа предусматривает знакомство детей с зеленым миром…

Отчасти "запретительные" меры и требования оправданны: ведь все, что касается детей, должно быть, прежде всего, безопасно.

Но перемены в отношении состояния дошкольной сферы сейчас налицо. На нее действительно обратили внимание. Уже не услышишь, как раньше: "дошколка" – это все ерунда, вот школа – это важно… На самом деле очень многое в развитии ребенка закладывается именно в дошкольном возрасте.

Огульно ругать нашу систему дошкольного образования я бы не стала. На прошедшей в сентябре этого года Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста «Московское образование – от младенчества до школы» наши коллеги из-за рубежа удивлялись тому, как эта система организована. 

За рубежом подход проще: вышли дети на свежий воздух, сели на травку, педагог им о чем-то рассказывает – и это уже процесс воспитания… У нас же насыщенные программы с учетом возраста и детских особенностей – работают логопеды, дефектологи, психологи. Наши зарубежные коллеги на конференции уточняли: сколько же это все стоит? И удивлялись: оплата родителей скорее номинальная, она даже не окупает себестоимости услуг…

В Москве по районам и округам стали появляться дошкольные группы инклюзивного образования, лекотеки для детей с нарушениями в здоровье. Это подспорье для родителей и явный шаг вперед в развитии дошкольной сферы.

- Одна из острых проблем – огромные очереди в дошкольные учреждения: родителям приходится записывать детей в детсады в буквальном смысле с пеленок...

- Я участвую в конкурсе "Детский сад года",  мы посещаем детсады – конечно, лучшие, – и я вижу: во многих из них еще можно изыскать возможности для открытия групп. Какие-то помещения в них в 1990-е годы из-за демографического спада были перепрофилированы – там открывали музеи, музыкальные, экологические комнаты, художественные студии. Все это само по себе замечательно, но в одной только Москве очередь в детсады составляет около 22 тысяч детей, и первоочередная задача – устроить их в дошкольные учреждения.

- А альтернативные формы? Вы научный руководитель проекта "Мой садик дома". Какие трудности в организации семейных детских садов?

- Надо понимать, что семейный детсад может быть организован в многодетной семье (где как минимум трое детей). Если в семье двое детей, то необходимо включить в группу еще одного ребенка – из другой семьи.

В доме должны быть подходящие условия, чтобы у ребят была рабочая, игровая зоны, спальное место – организовать все это непросто. Маме выделают деньги на питание, но при этом по всем расходам она должна строго отчитываться – вплоть до сохранения чеков.

С детским садом согласовываются программы воспитания, обучения и развития – раз в неделю или раз в десять дней должно быть запланировано посещение мамой с детьми детского сада.

И главное – раз мама оформляется в детский сад воспитателем – у нее должно быть профильное образование. Если его нет, сейчас можно пройти трехмесячные курсы переподготовки. Но, конечно, желательны более длительная переподготовка или второе высшее образование.

- Известно, как непросто организовать частный детсад: надо собрать бесчисленное количество бумаг, обойти не одну инстанцию…

- Это все не беспочвенно. Например, что касается организации питания или отдыха: дети должны соблюдать режим, поэтому, допустим, наличие отдельной спальни или территории для прогулок – обязательно.

В отношении же программ требования довольно часто бывают нарушены: так, у нас образовательные программы рассчитаны на разные возрастные группы (младшую, среднюю, старшую, подготовительную), а в частных детских садах группы нередко разновозрастные: подобрать детей одного возраста проблематично, содержать же группу из, предположим, трех ребятишек – нерентабельно…

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала