В законе "Об образовании", проект которого сейчас проходит общественное обсуждение, одна из дискуссионных тем – доступ частных вузов к бюджетному финансированию. Будет ли решена проблема, о важности которой говорят почти двадцать лет, в интервью РИА Новости рассказывает председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНоУ) Владимир Зернов.
- Владимир Алексеевич, позиция ректоров частных вузов по поводу закона "Об образовании" известна: предлагается законодательно закрепить возможность их доступа к бюджетным ресурсам. Если эта норма будет принята, как государство выберет тех, кто достоин финансирования?
- Государство должно определить, какие вузы достигают наилучших результатов, чей "продукт" наиболее конкурентоспособен, и их финансировать. Существуют критерии отбора ведущих вузов, общепринятые во всем мире. И здесь очень важно учитывать не только образовательные, но и научные достижения – это два "сообщающихся сосуда". Например, если в вузе есть научные открытия, это достойное учебное заведение. А если за последние десятилетия он не подал ни одной заявки на научные открытия, какой смысл государству его содержать?
В новом законе "Об образовании" должна содержаться норма: все вузы, независимо от формы их учредительства, имеют равный доступ к государственным ресурсам. Только так можно создать и развивать конкурентную среду в образовании и науке. Сейчас ее нет: вуз получает госзаказ на обучение студентов и бюджетное финансирование не из-за того, что он лучше работает, а потому что его учредитель – государство. Такого нет ни в одной развитой стране мира, даже в коммунистическом Китае.
- Вы удовлетворены формулировками о равном доступе к бюджетным ресурсам в той версии законопроекта, которая вынесена на общественное обсуждение?
- Пока нет. Об этом говорится, но так, что понять это сложно. Мы предложили разработчикам сформулировать норму более четко.
Равный доступ к ресурсам – это не только оплата обучения студентов, но и, например, право получения дополнительного финансирования в рамках различных государственных конкурсов. Из средств нацпроекта "Образование" было поддержано 57 инновационных вузов и 9,5 тысяч инновационных школ и колледжей, при этом среди них нет ни одного негосударственного учреждения, хотя известно, что, к примеру, лучшие школы представлены и в негосударственном секторе.
У нас есть и другие предложения для законодателей – например, в вопросах налогообложения высшей школы. Негосударственные вузы сейчас платят налог на недвижимость, а государственным вузам его компенсируют. Это нонсенс, особенно в условиях предстоящего вступления нашей страны в ВТО, согласно принципам, которой преференции по форме учредительства недопустимы.
- Частные вузы уже в этом году ощутили на себе демографический спад и некоторые, не выдержав конкуренции, закрылись. Каков ваш прогноз по набору в ближайшие годы? И как на ситуацию с негосударственным образованием может повлиять равнодоступность к бюджетному финансированию?
- Какой может быть прогноз, когда у нас количество бюджетных мест примерно равно количеству выпускников школ, которые абы как могут учиться в вузе? Очевидно, что ситуация неблагоприятная.
Даже если равный доступ к бюджетным средствам будет обеспечен, произойдет сокращение количества вузов. Если нет, можно будет говорить об исчезновении негосударственного сектора в образовании: количество негосударственных вузов сократится как минимум в разы, а то и на порядок.
Страна взяла курс на инновационное развитие, и новый закон "Об образовании" должен мотивировать коллективы вузов – и государственных, и частных – на достижение инновационных результатов. Но пока в законопроекте таких механизмов не содержится. Слово "инновации" употребляется только в контексте изменений в учебном процессе. Но ведь университеты во всем мире – это не только структуры, передающие знания. Они генерируют знания, доводят их до конкретного результата.
На Конгрессе соотечественников, проходившем в Берлине в мае 2010 года, ученые, работающие в России и выехавшие за рубеж, похоже, говорили на разных языках: одни – об освоенных ресурсах, другие – о полученных результатах, об инновациях.
- Законопроект был представлен на обсуждение еще в мае, и уже тогда можно было высказывать все замечания…
- Надо признать, что Минобрнауки учитывает многие из высказанных пожеланий, но все ли учтут, будет видно.
Законопроект по-прежнему очень большой, и при обсуждении постоянно возникает вопрос, есть ли в аудитории те, кто дочитал его до конца. Как правило, таких людей очень мало – большинство ограничивается оглавлением, потому что закон в 300-400 страниц – это много. Действующий закон "Об образовании" занимает 65-70 страниц.
На мой взгляд, закон такого большого объема не нужен. Достаточно определить в нем принципиальные, стратегические позиции, а все остальное надо "вывести" в подзаконные акты.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости