6 января Армянская апостольская церковь отмечает праздник Богоявления и Рождества Иисуса Христа в память событий Рождения и Крещения Иисуса Христа.
Рождество Господне - один из величайших церковных праздников. История Рождества Спасителя изложена в Евангелиях. К деве Марии был послан архангел Гавриил, благовестивший ей: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца... Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Восточные жрецы ("волхвы"), знавшие из священных книг о предреченном воплощении Сына Божия, пришли в Вифлеем поклониться Ему. Рождество Христово возвестил жрецам ангел: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь...". Жрецы отыскали Богомладенца, пали ниц и протянули ему три символических дара - золото как царю, ладан как Богу и смирну как смертному человеку.
Армянская церковь изначально отмечала праздник Рождества 6 января по традиции, заложенной "апостолами и блаженными отцами". Празднование Рождества упоминается уже в учении гностиков, в частности, у Климента Александрийского (II-III вв.).
Название праздника Крещения Господня - Богоявление - связано с сошествием Духа Святого на Иисуса при Его крещении. Крестивший Иисуса в Иордане пророк Иоанн Предтеча указал на Него: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И разверзлись небеса, и Дух Святой в виде белого голубя сошел на Иисуса, а с небес раздался глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Двойное откровение Богоявления через Рождество и Крещение Христа Армянская апостольская церковь празднует воедино 6 января и под общим названием "Откровение" или "Богоявление".
Праздник начинается с рождественской литургии и евхаристии, а завершается обрядом водосвятия. Служитель Литургии добавляет в воду святое Миро и благословляет ее молитвой. Согласно традиции, верующие люди несут в свои дома немного этой воды, как целебное средство для больных, так как вода, освященная в этот день, именуется крещенской и обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к великой святыне. Благую весть рождения Христа передают и священники, посещая верующих и освящая их дома.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников