Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
6 января западные христиане отмечают день Богоявления, известный в большинстве романо-германских языков по своему греческому названию как Епифания (в английском языке - Epiphany). По древности этот праздник даже превосходит, хоть и ненамного Рождество. Вместе с Пасхой и Пятидесятницей он относится к старейшим христианским праздникам. Первое упоминание о празднике Богоявления относится к 361 году, к эпохе императора Юлиана.
В отличие от Рождества, возникшего, скорее всего, в Риме, Богоявление как праздник появилось, как считают историки, на Востоке, в византийских владениях. Но некоторые из целей, преследовавшихся древними христианами при создании этих праздников, были, очевидно, общими.
Одна из этих целей - прежде всего, борьба с древними языческими праздниками, приуроченными к концу декабря - началу января и посвященными удлинению светлого времени дня после зимнего солнцестояния.
То, что сегодняшние астрономы понимают как стандартное последствие движения Земли по орбите, древние люди рассматривали как победу солнца над тьмой. Христиане же придали этому празднику нравственный характер: Христос - свет миру, и в этот зимний день он явил себя миру в своей человеческой ипостаси.
В западной традиции в Богоявление празднуется годовщина евангельского эпизода, согласно которому волхвов, пришедших из Ирана восславить Иисуса, приводит к месту его рождения в израильском Вифлееме Рождественская звезда. В Польше этот праздник так и называется - день Трех Царей. В восточной православной традиции подчеркивается связь Богоявления с другим евангельским эпизодом - крещением уже взрослого Иисуса в водах реки Иордан его ровесником Иоанном Крестителем (Предтечей).
Из-за разницы между новым грегорианским и старым юлианским календарем Русская православная церковь отмечает Богоявление 19 января. Но восточное Богоявление и его западный аналог - это на самом деле один и тот же праздник, отмечавшийся еще за 700 лет до разделения православной и католической церквей. Никакой непреодолимой пропасти между западной и восточной традициями в этом вопросе нет.
Есть, кстати, определенные различия в "богоявленских" традициях и у отдельных восточных церквей. Так, Армянская апостольская церковь отмечает Рождество одновременно с Богоявлением - 6 января. В Русской православной церкви на один день приходятся праздники Богоявления и Крещения Господня. В католическом мире Крещение отмечается на неделю позже.
Некоторую путаницу в "крещенские" праздники вносит и вопрос, что считать крещением Иисуса Христа - уже упоминавшийся эпизод с Иоанном Предтечей или обрезание, названное в Ветхом Завете "печатью Господней"? Родившись в иудейской семье, маленький Иисус вскоре после рождения был обрезан по ветхозаветному обряду, и в датировке этого события и связанного с ним праздника разные церкви также расходятся.
Впрочем, святоотеческие предания и многочисленные призывы разных церквей призывают христиан разных конфессий искать не различия, а объединяющие моменты.
Постепенно установилась традиция, по которой все три праздника, связанные с детством Иисуса - Рождество, Богоявление и Крещение - являются, прежде всего, праздниками детей. Благодаря этому Рождество и сопутствующие ему Богоявление и Крещение проявили в Западной Европе мощный интеграционный потенциал, втягивая в "орбиту" христианского миропонимания юных и не очень юных представителей других религий.
Одним из важных гуманистических завоеваний христианства стал культ матери и ребенка, проявившийся уже в пятом веке в многочисленных храмах и праздниках, посвященных Богоматери и Христу в его младенческом воплощении. Интересно, что в Испании и в Латинской Америке подарки детям делаются не в рождественскую ночь, а в ночь перед праздником Богоявления. Считается, что эти подарки приносят детям волхвы - те самые "маги", которые изображены на многочисленных западноевропейских картинах, носящих одно и то же название почти во всех церквах и музеях - Adoration de Magi, то есть "Поклонение волхвов".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции