В недавнем «Огороде» «Недотыкомка» я на чем свет стоит обругал конкретный недопланшет Highscreen Hippo, а заодно с ним — и саму идею столь стремительно входящих теперь в моду планшетов вообще. Мотивировал это тем, что планшеты неудобно носить (в карман не входят, из рук — выскальзывают), что на них неудобно печатать (несмотря на приличных, человеческих размеров виртуальные клавиатуры, руки приходится держать над ними, — чтобы ненароком не нажать ненужную клавишу), что они, как правило, лишены некоторых уже привычных по ноут- нетбукам умений и возможностей. При этом стоят (en masse) не дешевле последних и размерами, в сущности, таковы же.
Однако, сколько ни ворчи, сколько ни недоумевай — факт остается фактом: огромное количество компьютерных производителей, от Acer до HP, бегом принялись выпускать свои планшеты или, как минимум, анонсировать их выпуск в самом скором времени.
Оно конечно, в идее планшета, во всяком случае, первого успешного - iPad’а, есть такая замечательная штучка, как изначальное подключение к сервисам. Самым разным: от актуального курса акций и информации о погоде до клиентов модных социальных сетей и постоянного предоставления новых программных продуктов. Первый планшет унаследовал это дело от iPhone, так что обилие сервисов в планшетах можно считать явлением наследственным, — но не от нет- и ноутбуков и компьютеров (хотя они тоже потихоньку в этом направлении подтягиваются), — а от устройств карманных. В общем смысле — от коммуникаторов. И когда на планшет устанавливается «портативная» операционная система, — вроде iOS или Android’а (а в планах HP — планшеты на webOS), — становится очевидным, что планшет — это не упрощенный ноутбук, а скорее сильно увеличенный (в размерах) коммуникатор.
Дефиниция, конечно, не строга: уже выпущены планшеты и под ноутбучно-стационарными системами, вроде Windows 7, и тем не менее прослеживается. Google вон грозится специальной «планшетной» операционной системой Android 3.0, но обратите внимание на само слово, а не на циферку позади него!
При всём при этом мне казалось, что ожидаемый планшетный бум базируется, в первую очередь, на моде, во вторую — на более чем удачно получившемся iPad’е, догнать который будет вряд ли реально, разве что более или менее точно повторить. С тем же приблизительно успехом, с которым китайцы повторяют iPhone. В связи с чем, продержавшись годик-другой, он сойдет-таки на нет. Ибо мода — штука могучая, но даже она не может заставить мир ходить на, скажем, постоянно подламывающихся каблуках или в штанах, которые нещадно трут в паху.
Единственное, что слегка подмачивало мое твердое убеждение, вызвало зыбкое, тошнотворное сомнение в собственных выводах, — это количество брендов (а уж тем более — не брендов), сделавших ставку на планшеты. Разработка, проектирование, рекламирование, продажа чего-то сравнительно нового, — дело ведь весьма и весьма дорогое, а бренды на то и бренды, что деньги расходуют весьма расчетливо, — или тут же перестают быть брендами.
И вдруг я читаю в одно мгновенье разлетевшееся по всей, включая ее русский сегмент, Сети предсказание авторитетного калифорнийского аналитического агентства iSuppli и поначалу принимаюсь хохотать, а потом, слегка подумав, замолкаю.
Оказывается, пишет iSuppli, настольные ПК через несколько лет постигнет судьба динозавров – десктопы станут самым маленьким фрагментом компьютерного рынка. рискуют стать самым узким сегментом среди систем других форм-факторов.
В 2013 г. настольных машин будет продано меньше, чем планшетов. И вообще, iSuppli сулит революцию: планшеты заменят со временем и ноутбуки, для этого только и надо, что приспособить к ним беспроводную клавиатуру.
Отдельно замечу, что iSuppli рынок планшетов не очень-то отделяет от рынка смартфонов, когда сравнивает в штуках объемы будущих продаж и тех, и других, что только подтверждает мою мысль о том, что планшет — это большой «телефон».
Но вместе… но вместе я вдруг понимаю, что пал жертвой давнего предубеждения, вызванного как собственным «компьютерным» энтузиазмом, не стихшим с годами, так и стажем пользования этими удивительным инструментом (компьютером).
И вдруг понимаю, что подавляющему большинству компьютерных пользователей все излишества что Mac’ов, что IBM PC (имею в виду идею архитектуры) не нужны и на фиг! И никогда нужны не были! Они их терпели, как советские покупатели терпели «нагрузку». Поневоле.
И вот чуткие на деньги производители наконец, с подачи Apple, начали создавать нечто близкое к идеальным потребностям народа (массового покупателя). Чтобы народ мог тусоваться в фейсбуках и твиттерах, смотреть идиотические ролики на YouTube, обмениваться эсэмэсками и фотками, даже и короткими мейлами, даже, хоть это менее востребовано, читать книжки, но в основном — последние газетные новости, узнавать про погоду и кое-кто про биржевые новости, во всяком случае — про курс акций. Вот практически и всё, что нужно армии покупателей. А компилирование программ, тонкое редактирование иллюстраций, набор длинных умных текстов, — это всё для профессионалов. Которых и во все времена было в народе десятые доли процента. И потому не на них основывалась статистика продаж компьютеров и доходы их производителей.
И даже если «человеку из народа» надо порой что-нибудь набрать, что-нибудь посчитать, — он сделает это на терминале у себя на работе. А домой купит планшет.
Чтоб лежать на диване, серфить по Интернету, даже — есть любители и на это (я имею в виду аппаратное обеспечение) — смотреть кино и слушать музыку.
И общаться… общаться… общаться…
А про уровень такого общения я как-нибудь напишу отдельную «Ворчалку».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции