Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Катастрофа военно-транспортного самолета Ан-22 "Антей" под Тулой вновь заставила вспомнить о состоянии российской военно-транспортной авиации. Она переживает не лучшие времена. Между тем, от состояния этого вида авиации во многом зависит будущее отечественной военной машины. С учетом российских расстояний военно-транспортная авиация во многом определяет мобильность и гибкость Вооруженных сил в целом, обеспечивая возможности быстрой реакции на различные угрозы.
Советское наследие
Основу военно-транспортной авиации сейчас составляют самолеты советского производства. Перечислю их по мере уменьшения грузоподъемности: сверхтяжелые Ан-124 (более 120 тонн), тяжелые Ан-22 (60 тонн) и Ил-76 (45-50 тонн), средние Ан-12 (20 тонн), легкие Ан-26 (5,5 тонн) и некоторые другие. Самые тяжелые машины – самые современные: производство Ан-124 началось в середине 1980-х годов. Самолетам Ил-76, строившимся с 1970-х годов, сейчас, соответственно, в среднем от 30 лет и больше. Ан-22, Ан-12, Ан-26 еще старше.
Возраст большинства машин военно-транспортной авиации приближается к критическому. И выбывание машин из авиапарка ускоряется. А с уменьшением числа самолетов нагрузка на остающиеся в строю машины увеличивается, что также приведет к их ускоренному износу.
Что делать?
Есть два основных способа избежать обвального падения численности авиапарка военно-транспортной авиации.
Первый – капитальный ремонт с модернизацией остающихся в строю самолетов. Он позволит продлить их ресурс еще на десятки лет и десятки тысяч летных часов. Этот способ активно используется, и в рамках госпрограммы вооружений на 2011-20 годы будет применяться очень широко. ВВС планируют капитальный ремонт всех Ан-124 (более 20 машин), примерно половины Ил-76 (около 100 машин), всех Ан-22 (около 10 машин).
Второй путь – производство новых самолетов. Так, группировку Ил-76 планируется поддерживать за счет запуска в серию самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А), оснащенного новой кабиной и двигателями. А на смену Ан-26 и Ан-12 должны прийти новые самолеты КБ Ильюшина. Легкий Ил-112В заменит Ан-26. Другой самолет, Ил-214, разрабатываемый по совместной российско-индийской программе МТА – Medium class Transport Aircraft, заменит в строю Ан-12.
В состав ВВС должны войти и самолеты Ан-70. Их производство планируется развернуть к середине наступающего десятилетия, и тогда же должно быть возобновлено серийное производство самолетов Ан-124.
Не все так гладко
Правда, уже сейчас очевидно, что эти планы не будут реализованы в полном объеме. Разработка новых машин КБ Ильюшина заметно выбивается из графика. И, скорее всего, ни Ил-112, ни Ил-214 не появятся в серии минимум до 2015 года. Более того, некоторые специалисты сомневаются, что эти самолеты в принципе будут созданы. Очевидно и скептическое отношение к этим разработкам со стороны военного ведомства – в настоящее время Минобороны проводит ревизию проектов.
Однако проект Ил-214 имеет альтернативу в виде перспективной разработки КБ Антонова – самолета Ан-178. Этот проект выглядит гораздо более реальным, так как по существу представляет собой модификацию пассажирского лайнера Ан-148 (эта машина уже эксплуатируется). Первый полет Ан-178 намечен на 2012 год.
Для Ил-112 такой альтернативы нет. И по этому направлению необходимо либо доводить проект до логического завершения, попутно поддерживая в летном состоянии парк Ан-26, либо же… искать решение за рубежом. Возможно, таким решением станет лицензионное производство иностранного самолета, скажем, адаптированного под российские условия и оборудование C-27J Spartan, или иного подобного самолета.
В любом случае, решение должно быть принято в ближайшие годы. Иначе не избежать серьезного сокращения авиапарка.
Транспортные самолеты и машины, созданные на основе транспортных платформ, решают очень широкий круг задач, помимо сугубо грузовых перевозок. На основе транспортных машин строятся самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие танкеры, разведчики, самолеты-ретрансляторы, постановщики помех, самолеты для специальных операций и многое другое.
Все эти самолеты также требуют обновления, и для поддержания боеспособности ВВС России они должны получить в ближайшие десять лет как минимум несколько десятков различных специальных самолетов на основе транспортных/пассажирских машин.
Зачем нужна военно-транспортная авиация?
Крупная и боеспособная группировка ВТА – жизненно необходимое условие сохранения боеспособности Вооруженных сил России и самой России как единого целого. Ведь значительная часть российской территории доступна только с помощью авиации.
Выход из сложившейся ситуации заключается не только в стабильном финансировании обновления ВТА (и ВВС в целом), но и в стимулировании производства транспортных самолетов для гражданских авиакомпаний России.
Приобретенные авиакомпаниями транспортники – непосредственный резерв ВВС и при необходимости могут наниматься ВВС для перевозки войск и военных грузов. Эта практика активно используется на Западе, где транспортные самолеты гражданских авиакомпаний активно используются для военных перевозок. Такой опыт есть и у США, которые также сталкиваются с проблемой старения парка военно-транспортной авиации. Более того, вооруженные силы США неоднократно прибегали к услугам российских авиакомпаний – эксплуатантов самолетов Ил-76 и Ан-124 для перевозки военных грузов в Ирак и Афганистан. Российский самолет Ан-124 доставил в США и самолет-разведчик ЕP-3, принужденный к посадке на аэродром острова Хайнань китайскими самолетами 1 апреля 2001 года.
Поддержка российских авиакомпаний, занимающихся транспортными перевозками, становится в современных условиях стратегической задачей наряду с поддержкой собственно ВВС. Это позволяет сохранить довольно многочисленную авиационную группировку, обеспечивающую потребности как экономики страны, так и ее Вооруженных сил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции