Итоги 2010 года стали позитивными для российского машиностроения по сравнению с кризисным 2009 годом, когда пострадали не только предприятия автопрома, но и другие компании отрасли. Удмуртия в большей степени ощутила на себе влияние экономического кризиса, поскольку основой ее промышленной экономики является машиностроение. О сегодняшней ситуации в машиностроительной отрасли Удмуртии РИА Новости рассказал президент республики Александр Волков.
- Александр Александрович, какова сейчас ситуация в машиностроительной отрасли Удмуртии?
- Промышленность была, есть и будет основой благополучия Удмуртской Республики. В целом, промышленность заканчивает год с ростом в 11% по сравнению с прошлым годом, и надо сказать, что этот год гораздо благополучней 2009-го. Благодаря росту в экономике, мы обеспечили рост доходов республиканского бюджета и выполняем все наши расходные обязательства в социальной сфере.
- Какие события уходящего года в машиностроительном комплексе Удмуртии Вы бы отметили?
- Если говорить о хорошем, то это завершение реконструкции "Ижстали", где вместо пяти "допотопных" мартеновских печей запущена современная электросталеплавильная печь. Это новый уровень культуры производства, новый уровень качества, снижение себестоимости продукции. Плюс экологический эффект - в пять раз уменьшились выбросы, которые давали старые печи.
Вторая положительная новость - это запуск "Ижавто" в сентябре этого года после полутора лет простоя. Кроме того, определен стратегический партнер, с которым будет работать "Ижавто" - это ОАО "АвтоВАЗ". Совершенно очевидно, что завод имеет очень хорошую перспективу. В будущем году мы должны перешагнуть планку в 100 тысяч выпущенных автомобилей, а к 2015 году производство должно превысить 300 тысяч автомобилей. Модели, которые будут выпускаться на "Ижавто", – это вся "классика" "АвтоВАЗа". Уже сейчас мы делаем "четверку", "пятерку", начинаем делать "семерку", а чуть позже на предприятии будут выпускаться модели альянса Renault-Nissan.
В то же время, есть и ряд проблем в промышленности, в частности, с "Ижмашем". По данным налоговой инспекции, на сегодня долг предприятия по платежам во все уровни бюджетов, в социальные фонды и по зарплате составляет четыре миллиарда рублей.
Задолженность по зарплате на "Ижмаше" достигает трех месяцев. Первая задача – разобраться с той запутанной системой управления, которая сейчас есть на предприятии – это десятки "дочек" с совершенно непрозрачной системой финансовых расчетов. Все это надо прояснить, и только после этого принимать меры. "Ижмаш" входит в систему госкорпорации "Ростехнологии", и она будет принимать решение по замене руководителей предприятия.
Есть проблемы и с Сарапульским радиозаводом, где работают 2,5 тысячи человек. Он разорен дочиста: два миллиарда рублей долгов при такой же годовой программе. Задолженность по зарплате на заводе составляет 5 месяцев. За последние две недели мы выкупили у собственника все акции Сарапульского радиозавода - по рублю за штуку. Акции мы выкупили, по сути дела, в собственность республики через наше дочернее предприятие. И теперь выясняем ситуацию до конца и будем ее "разруливать". Но ликвидация долгов по зарплате на предприятиях остается задачей номер один.
- Появляются ли в Удмуртии новые предприятия?
- Удмуртия – не новый промышленный регион, поэтому для нас вопрос не столько в открытии новых предприятий, сколько в модернизации и развитии традиционных для нашей промышленности отраслей, в частности, оборонки, производства оборудования для нефтегазового комплекса. Кроме того, мы сосредоточимся на развитии малых и средних предприятий. Но, в основном, инвестиции вкладываются в развитие существующих производств.
Примером нового производства, открытого на действующем предприятии, являются площади НИТИ "Прогресс", на которых освоен выпуск современных приборов отопления. Они ни по качеству, ни по теплоотдаче, ни по дизайну не уступают заморским. Это предприятие ежегодно модернизируется, увеличивает объемы производства, и уже заняло львиную долю российского рынка приборов отопления.
Модернизируются и предприятия радиоэлектронной промышленности, в частности, "Ижевский радиозавод", который поставляет самую современную продукцию для систем безопасности на железных дорогах.
Уверен, что 2011 год станет для промышленности республики и годом решения наиболее острых проблем, и годом серьезных позитивных качественных сдвигов.