Как работает "Данилкин суд"; боится ли Путин Ходорковского; является ли "железный занавес" и разрыв дипломатических отношений эффективным способом Запада наказать Россию за политический процесс над олигархом; решит ли проблемы российской экономики "потепление" инвестиционного климата в стране; а также почему на скамье подсудимых - не убийца Эстемировой, а ее коллега. Об этом – в сегодняшнем обзоре мировых СМИ.
Второе уголовное дело Ходорковского еще более абсурдно, чем первое в него включены взаимоисключающие обвинения, считает журналист латвийского издания IR. Однако для российской Фемиды это неважно. Автор, вспоминая пьесу "Шемякин суд" в русской классической литературе о том, как свою работу делал судья Шемяка – золотые рубли правили судебным миром, пишет о "Данилкином суде" (главного судью по делу ЮКОСа зовут Виктор Данилкин). "Приходится говорить не о золотых рублях, а о том, что в России не может быть и речи о разделении власти, о независимости судебной власти. Напрасно ожидать, что путинская Россия когда-нибудь признает Ходорковского политическим заключенным, потому что это означало бы признать, что Россия не демократическое государство", - уверен журналист.
Боится ли Владимир Путин олигарха Михаила Ходорковского? Существует ли в России оппозиция, способная свергнуть с престола новоявленного царя и может ли ее сплотить вокруг себя находящийся в заключении олигарх? Положительный ответ на эти вопросы, по мнению корреспондента испанского издания El Periodico, позволяет дать неприязненное отношение, выказанное премьером по отношению к бывшему владельцу нефтяной компании "ЮКОС", обеспечившее последнему дальнейшее пребывание в сибирской тюрьме. В связи с этим, журналист разбирается в природе популярности Путина и приходит к выводу, что рейтинг его продолжает оставаться весьма высоким из-за 20-летнего политического кризиса, начавшегося с крахом авторитарной советской системы, после которого последовали анархия и попытки построения демократии в 90-е годы. Боязнь общества пустоты является той подспудной причиной, которая объясняет природу непоколебимой веры в Путина. Однако почему тогда беспощадность в отношении Ходорковского, вопрошает автор. Ведь даже репрессивный аппарат государства достаточно отлажен. Возможно, анализирует он, авторитарная власть стремится к установлению абсолютного контроля, но всегда есть что-то, что она подчинить себе не может. Финансовый кризис выявил структурные дефекты российской экономики. Консенсус пока держится, но Путин не очень это понимает.
Немецкая консервативная F.A.Z. говорит о поучительности процесса над Ходорковским для Запада. Он показывает, что за режим все еще скрывается за фасадом России как "партнера". И насколько он труслив. По мнению автора статьи, этот процесс против двух обвиняемых не имеет никакого отношения к принципам верховенства закона. Это был политический процесс, начатый из чувства мести, так как Ходорковский осмелился финансировать оппозицию, действовавшую против Путина. Он также считает, что критика этого процесса из Вашингтона и Берлина была высказана по существу и не является преувеличенной. Российскому руководству следует внимательно отнестись к этой критике, если оно серьезно намерено заниматься модернизацией страны.
В редакционной статье британской The Guardian на этот раз опубликованы письма читателей с комментариями исхода дела российского опального олигарха. Чтобы справиться с пагубным наследием Ельцина – олигархами, нажившими свои баснословные состояния в период хаоса после распада СССР благодаря абсолютно аморальным спекуляциям, следует лишить собственности их и отправить в тюрьму, пишет один из читателей издания. "Судьба Михаила Ходорковского – это, безусловно, всего лишь наглядный урок для остальных, однако каковы бы ни были юридические тонкости, большого сочувствия он не заслуживает" - заключает он. "Раз супермаркет не может привлечь к ответственности всех воров, ему вообще не надо их привлекать к ответственности. Многие британские налогоплательщики могут только позавидовать жесткому подходу российских властей к проблеме уклонения от налогов", - замечает другой читатель.
Каким образом западная реакция на повторное обвинение Ходорковского в виде возмущения и призывов к России выполнять международные обязательства в том, что касается верховенства права и прав человека может повлиять на ситуацию? Общественный деятель, активный оппозиционер режиму Валерия Новодворская в интервью Русской службе французского радио RFI утверждает, что никаким образом не может: "Здесь нужны очень жесткие меры: "железный занавес" с той стороны, разрыв дипломатических отношений, экономическая блокада. Так же, как с Лукашенко. Заигрывание Евросоюза привело к той трагедии, которая там сейчас совершается. Ну и Россия, она не будет реагировать на благие пожелания. У власти – не те, кто способен это услышать. А народ… народ, как всегда, "безмолвствует". Это всегдашнее занятие нашего народа".
Популярная итальянская газета Corriere Della Sera в статье с заголовком "Союзники" помогают Родине" печатает обзор истории судеб олигархов в России. Путин собрал олигархов в Екатерининском зале и сказал с угрозой: "Держитесь подальше от политики, и я не буду пересматривать результаты приватизации". Они питали иллюзию, что завоевали страну: в девяностые годы они делали все, что им заблагорассудится. Они организовали переизбрание старого президента Бориса Ельцина на второй срок, а в конце нашли ему наследника. Теперь наследник дает понять, что тот, кто не подчиняется, должен платить. Такие персонажи как Березовский и Гусинский, чтобы избежать тюрьмы, выбрали ссылку. Роман Абрамович очень быстро понял, куда ветер дует, и остерегся вмешиваться в планы «нового господина России». То есть олигархи, которые согласились уйти в тень, более менее все остались на плаву. Но тот, кто не придерживался соглашения и не подчинился приказам свыше, получил множество проблем. Это как раз о печально известном Ходорковском.
В материале американской газеты The Wall Street Journal затрагивается проблема дефицита иностранных инвестиций в России и то, как та пытается больше их привлечь. Власти пообещали смягчить ограничения на иностранные инвестиции в ряде секторов экономики в будущем году. А президент даже признал, что климат инвестиционный в стране действительно "плохой". Автор статьи замечает, что инвесторы и ведущие бизнесмены практически забыли о правительственных усилиях по стимулированию частных инвестиций, считая их не более чем разговорами. Аналитики говорят, что у Кремля практически нет иного выбора кроме как "утеплить" холодный и неприветливый инвестклимат, потому что цены на нефть, российский основной экспортный продукт, недостаточно высоки, чтобы генерировать потоки в сотни миллиардов долларов капитала, требующегося для модернизации с большим скрипом работающей промышленности и инфраструктуры страны.
Удачный год для России в плане внешнеполитической "перезагрузки" выдался не слишком оптимистичным с экономической точки зрения: Россия осознала, что она не может вечно полагаться на доходы от углеводородов, пишет американский финансовый обозревателя Крейга Меллоу на деловом информационном портале Minyanville. В нефтяной и газовой отрасли Москве непросто будет удержать прежний уровень добычи на фоне истощения эксплуатировавшихся еще в советские времена месторождений Западной Сибири. А если же говорить о долговременных перспективах, то российские лидеры, по-видимому, понимают необходимость серьезных перемен в экономике – снижения сырьевой зависимости и привлечения инвестиций, повышающих конкурентоспособность в наукоемких отраслях. Это понимание стоит за новой российской инициативой - "экономическая гласность". Однако, подчеркивает эксперт, в последний раз, когда Россия перешла от риторики насчет гласности к структурным изменениям – "перестройке", - это закончилось плохо. В 2011 году мы увидим, будет ли у Медведева и Путина шанс справиться лучше.
Ситуация вокруг расследования убийства известной защитницы прав человека в "беспокойной Чечне" Натальи Эстемировой не сходит с полос мировой прессы. В частности, сотрудник газеты The New York Times Клиффорд Леви пишет, что ответчиком в суде был не предполагаемый убийца, а ее коллега Олег Орлов, председатель "Мемориала", одной из ведущих российских правозащитных организаций. Власти обвинили Орлова в клевете, потому что он публично указал на человека, который, по его мнению, несет ответственность за убийство: поставленного Кремлем лидера Чечни. В случае, если Орлова признают виновным, ему грозит три года тюрьмы. А что же касается самого убийства, то все остановилось на неоконченном расследовании, и никаких обвинений никому так и не было предъявлено. Правоохранительные органы теперь склонны считать, что настоящим убийцей был исламский экстремист, который был убит силовиками. Орлов назвал этот вывод нелепой попыткой повесить ее убийство на мертвого, и конечно же, боевика, замечает автора материала.
Материал подготовлен редакцией ИноСМИ на основе информации открытых источников