Школьники отзываются о едином государственном экзамене по физике как одном из самых сложных. С чем это связано и стоит ли выпускникам ждать послаблений, в интервью РИА Новости рассказывает председатель предметной комиссии КИМ ЕГЭ по физике Марина Демидова.
- Марина Юрьевна, известно, что школьники воспринимают физику как один из самых сложных предметов, а уж сдать по нему ЕГЭ – для многих и вовсе задача за гранью возможного. С чем это связано? И будет ли сохраняться нынешний уровень сложности контрольно-измерительных материалов (КИМ)?
- Уровень сложности на самом деле сейчас невысокий, и снижать его не хотелось бы. Во время лекций учителям я рассказываю о том, какие знания и умения должны соответствовать минимальному баллу, то есть что должны знать выпускники, чтобы набрать 34 балла, дающие право для поступления в вуз. К сожалению, в настоящее время это не тот багаж знаний, с каким стоит отправляться за высшим образованием.
Сложности с ЕГЭ по физике демонстрируют другую проблему: недостатка времени для изучения предмета. ЕГЭ – это экзамен для поступления в вуз, поэтому в целом экзаменационный вариант рассчитан на изучение физики на профильном уровне. А это 5 часов в неделю в течение двух лет обучения. Таких профильных классов у нас всего около 5%. На базовом уровне предусмотрено всего 2 часа.
К тому же учебные часы сократили – при прежнем объеме содержательных элементов. Учителя пытаются в эти "урезанные" часы вместить все необходимое. В результате дети выходят с уроков с неполными, отрывочными знаниями – и ощущением, что физика – это набор формул, запомнить которые невозможно...
Самое печальное, что формулы-то они все же выучивают, правда, на краткий срок. И времени, чтобы их осмыслить, понять суть физических явлений, у них нет. Притом, что это основа, на которой формируется мировоззрение.
- Физика входит в программу ЕГЭ с 2002 года. Как за это время менялись задания?
- Раньше они были рассчитаны на профильный уровень, сейчас часть заданий не выходит за рамки базового. Есть элементарные вопросы, а есть в части С действительно сложные задачи, для решения которых необходимо очень хорошо ориентироваться в школьном курсе физики, уметь объяснять достаточно сложные процессы и явления. КИМ стали более "растянуты" с точки зрения уровня сложности.
- Возможно, стоит тогда упростить часть С?
- Убрать задачи повышенного уровня части С – это все равно что отказаться от профильного уровня изучения физики в школе. Да, сейчас 30% из числа абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике, к ним даже не пытаются приступить. Но, может быть, мы будем добиваться того, чтобы все, кому необходима физика, изучали ее, как положено, а не понижать планку?
- В 2012 году на ЕГЭ по иностранным языкам планируется проверять и навыки говорения. По физике какие-то новшества ожидаются?
- Мы стараемся уйти от проверки знания формул – к качественным вопросам, проверяющим понимание физических явлений. Но, к сожалению, пока это идет сложно. Ребята подчас выполняют такие задания хуже, чем сложные расчетные задачи.
Хотелось бы включить в систему ЕГЭ проверку экспериментальных умений. Однако в рамках существующей процедуры экзамена это невозможно: сложно каждого из почти двухсот тысяч сдающих обеспечить лабораторным оборудованием на экзамене. Поэтому сейчас на ЕГЭ отдельные умения, связанные с постановкой опытов, проверяются посредством теоретических вопросов. В перспективе обсуждается введение дополнительного испытания по проверке экспериментальных умений. Планируется, что в апреле учащиеся смогут прийти в специальный диагностический центр, выполнить задания и получить за это дополнительный сертификат. В настоящее время ряд регионов отрабатывает такую процедуру. В Ярославле, к примеру, такой опыт есть, в Новосибирске собираются апробировать проверку экспериментальных умений. Надеемся, процесс получит развитие.
- В этом году увеличилось число ребят, сдающих в качестве ЕГЭ по выбору естественнонаучные предметы. Какой рост показала среди них физика?
- С 20% – до 22%. Хотя в абсолютных цифрах наблюдается снижение: по причинам демографическим. Нельзя, конечно, сразу рассчитывать на "взлет" показателей. Но в целом я оптимистично смотрю на ситуацию: мы надеемся, число сдающих ЕГЭ по физике будет увеличиваться. Правда, при условии развития профильного обучения...
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости