Рейтинг@Mail.ru
Консенсус забвения - РИА Новости, 29.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Консенсус забвения

Читать ria.ru в
Дзен
Внезапная смена повестки дня недавнего Госсовета, по решению президента Медведева, вдруг занявшегося межнациональными отношениями, напомнила об одной некруглой дате – 19 лет назад развалился Советский Союз. А за год до этого, аккурат 20 лет назад, в эфир вышел последний "штатный" выпуск программы "Взгляд".

Внезапная смена повестки дня недавнего Госсовета, по решению президента Медведева, вдруг занявшегося межнациональными отношениями, напомнила об одной некруглой дате – 19 лет назад развалился Советский Союз. А за год до этого, аккурат 20 лет назад, в эфир вышел последний "штатный" выпуск программы "Взгляд". Как и многие другие нехорошие действа в нашей недавней истории, обе эти "ликвидации" прошли под покровом новогодней ночи.

Недавно я разговаривал с одним моим давним товарищем, работавшим во "Взгляде" как раз в этот период. Как он вспоминает, тогда его знакомые четко разбились на две группы. Первая группа продолжала восхищаться нестандартной подачей материала, неформальной обстановкой в студии, дискуссиями и т.д. Вторая, менее многочисленная, вдруг начала обвинять моего приятеля и его коллег… в развале страны.

Как это объяснить сегодняшним молодым? Как может, в общем, по нынешним меркам невинная телевизионная передача с западными музыкальными клипами и разговорами за чаем на стилизованной под кухню студии угробить ядерную державу? Страну с трехвековой имперской историей, двумя с половиной сотнями миллионов жителей, да еще и "внешней империей" от Гаваны до Ханоя и от Анголы до Шпицбергена?

Не будем торопиться с отрицательным ответом на этот вопрос. Безусловно, главную роль в развале Советского Союза сыграла его "великолепная" элита, виднейшие представители которой (например, Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев), как оказалось, чихать хотели и на коммунистические идеалы, и на "новую историческую общность людей – советский народ". Эти-то и люди и разобрали Советский Союз по кусочкам, приватизировав, кто завод, а кто и целую союзную республику. Будущим расследователям гибели СССР они оставили одну-единственную улику в духе фразы Эльзы Дулиттл из "Пигмалиона" Бернарда Шоу: "Кто шляпку свистнул, тот и тетку пришил". Но остается открытым вопрос – почему же эта самая "новая историческая общность людей" позволила своей элите это сделать? И вот тут уже роль "Взгляда" обойти нельзя.

В романе Уэллса "Война миров" мощный марсианский десант, высадившийся на Землю и уничтоживший армии землян тепловым лучом с огромных шагающих по земле треног, погибает от невинного местного вируса – кажется, от насморка. Организм марсиан оказался неприспособлен к насморку. Таким же образом и Советский Союз в его созданной еще товарищем Сталиным модели не был приспособлен к дискуссиям. На каждый вопрос был всего один правильный ответ. Последние дискуссии отгремели еще в конце двадцатых, а в начале тридцатых каждая дискуссия уже имела заранее известный расстрельный или посадочный результат.

И вдруг какие-то ребята говорят в прямом эфире как у себя на кухне… Какие-то люди спорят, а нам не сказали заранее, кто же прав… То у них "Битлз", то балалаечники, а народу никто не говорит, на какую из этих двух альтернатив ориентироваться… Светопреставление! Потерявший ориентировку народ не только не вступился за гибнущий СССР, но проспал, пропил, протанцевал его коллапс под "взглядовские" видеоклипы.

А теперь вопрос – кто в этом виноват? Интересную трактовку тех событий дал работавший в те времена деканом факультета журналистики Ясен Николаевич Засурский: "Люди так долго жили в темноте официальной пропаганды, что горбачевская гласность оказалась яркой вспышкой света, буквально ослепившей их. И хотя у Советского Союза было много и хороших черт, люди тогда просто отказались их видеть. Они были ослеплены". Спрашивается: ослеплены тьмой или светом? Мы с вами, прожив на свету большую часть жизни, скажем – тьмой, конечно. Но человек, проживший почти всю жизнь в темнице, уверен, что ослепил его свет.

Когда-то эту истину понял еще великий греческий философ Платон, уподобивший "материалистов" узникам пещеры, привязанным к сиденьям спиной к свету и принимающим за реальность отблески горящего за их спинами огня на стене. Темнота так удобна, комфортна, стабильна. Роль отблесков на стене Платоновой пещеры могут играть и футбол, и хоккей, и Голливуд, и даже литературная и театральная классика в безопасном конформистском прочтении. Но в любую пещеру рано или поздно проникнет солнце. И тогда – "катастройка", как обозвал горбачевские реформы покойный философ Александр Зиновьев.

"Взгляд" разбудил дух отрицанья, дух сомненья, к борьбе с которым не привыкший слышать две точки зрения по одному вопросу советский человек не был приспособлен. Главный урок горбачевского периода за 35 лет до него, в 1952 году, неплохо сформулировал Евгений Евтушенко: "Не надо говорить неправду детям". Потому что если детей долго потчевать враньем, в один не очень прекрасный момент правда может оказаться им невыносимо горька.

Вспомните: в конце восьмидесятых годов тоже вдруг обострился национальный вопрос по всему бывшему СССР. Обычные заклинания советских людей на этот случай не помогли. "Пролетарский интернационализм", "у преступника нет национальности", "Бог – один" - все эти неплохие в общем-то формулы не сработали в 1989 -1991 году. Не сработали же они в том числе и потому, что под ними не было реальных знаний.

Советские люди знали о живших с ними в одном государстве народах возмутительно мало. Я, достаточно начитанный человек, впервые всерьез познакомился с проблемами Северного Кавказа только в 25 лет – во время первой чеченской войны. Опоздание объяснялось не только тем, что я был ленив и нелюбопытен – просто эта тема не приветствовалась советской пропагандой. Читать о праздниках и достижениях от Махачкалы до Сочи не хотелось, а правдивого рассказа о судьбах этих народов мне никто не предлагал.

Как сориентируются в нынешней сильно усложнившейся межнациональной обстановке школьники? И когда они будут в этой ситуации разбираться? Ответа на эти вопросы ни Госсовет, ни многочисленные форумы по поводу готовящегося нового закона об образовании не дали. На Госсовете, правда, из уст президента прозвучало предложение правительству – "изучить качество программ гражданского воспитания для школьников и внести предложения по их корректировке".

Увы, все предложения по корректировке этих программ, которые мы слышали до сих пор от сильных мира сего, толкали нас не к новым знаниям, а прочь от них.

На заседании государственно-патриотического клуба "Единой России", например, прозвучало предложение свести все гуманитарно-патриотические дисциплины в один загадочный курс под названием "Россия в мире". Интересно, каким боком этот курс затронет отечественную историю? А каким – историю зарубежных стран? А каким – русскую литературу и ее контакты с литературами других европейских стран?

И кто расскажет ребятам с Манежной, что впервые Россия пришла на Северный Кавказ еще при Петре Первом, когда российские войска взяли древний Дербент, сделав подданными русского царя множество азербайджанцев, лакцев, аварцев? Если эти ребята о таких народах вообще слышали…

КПСС нуждалась в истории и литературе для пропагандистских целей. Пришедшая после 1991 года власть не нуждалась в этих предметах никоим образом, поскольку не задумывалась о своей легитимации. Потеряли к этим предметам интерес и деятели КПРФ – слишком много в годы перестройки всплыло фактов, не вписывавшихся в их не допускавшее возражений мировоззрение. В итоге за 15-20 лет в стране сложился мощный политический консенсус забвения. Гуманитарные дисциплины стали первыми жертвами сокращений в школьной программе. Настоящее патриотическое воспитание стали заменять болельщицким пивным нахрапом. Результат не заставил себя ждать. Теперь на разбор этих завалов понадобятся годы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала