Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
В новогодние каникулы публику атакуют искушенные, но вечно молодые бойцы культурного фронта. Катрин Денев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Джонни Депп, Зураб Соткилава и былинные богатыри из мультиков – все они и не думают капитулировать перед временем. Каждый новый год они выдвигают очередные аргументы в пользу своего бессрочного царствования в искусстве.
Катрин Денев и "Шербурские зонтики" наоборот
В молодости Катрин Денев сыграла в музыкальной мелодраме Жака Деми "Шербурские зонтики" (1964) девушку, которая романтическим грезам предпочла стабильную жизнь домохозяйки. В новом фильме Франсуа Озона "Отчаянная домохозяйка", выходящем в прокат с 6 января, великая французская актриса сыграла "застрявшую" в быту светскую даму Сюзанну Пюжоль, которая неожиданно прорывается на общественную арену и ощущает романтический азарт молодости. Кстати, еще один явный намек на "Шербурские зонтики": муж мадам Пюжоль (его играет Фабрис Лукини) – директор зонтичной фабрики.
Французская самоирония подкупает. В ленте слышны насмешливые отголоски речей Николя Саркози, от нее веет терпким парфюмом французского феминизма. В современной Франции, по Озону, живут потомки персонажей Мольера – Тартюфа и "мещанина во дворянстве" Журдена. Да и вообще – разве бывают фильмы Озона скучными? И разве Катрин Денев может быть невыразительной? Ей всегда удаются иронические роли, а Жерару Депардье (он играет старого знакомого героини) идет роль хронического недотепы в стиле персонажей Пьера Ришара.
Русские богатыри и Шамаханская гурия: триумф мужской воли
Мультик Сергея Глезина, выходящий в прокат 30 декабря, – "Три богатыря и Шамаханская царица" – носит название "героический блокбастер". А по сути, это комедия из жизни Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Былинная троица борется с Шамаханской царицей – олицетворением восточного феминизма. По сюжету ей для продления молодости нужно заставить плакать тысячу русских красавиц. Для претворения этого плана в жизнь она должна обворожить Киевского князя Владимира. Шамаханская царица, видимо, состоит в родстве с Медузой Горгоной. Или с экстрасенсом Анатолием Кашпировским. От одного взгляда девы-гурии мужчины столбенеют и превращаются в зомби.
Но в конце концов физическая сила и здравый смысл богатырей побеждают колдовские чары. "Блицкриг" восточной царицы проваливается.
Противники феминизма торжествуют. Впрочем, так было и в былинах о девицах-богатыршах. Мужчины всегда одерживали над ними верх – явная дискриминация по половому признаку. А подростковая сказка Глезина вполне забавна, как и предыдущие мультики о богатырях. Ведь не снимать же фильмы о феминизации общества с академической серьезностью!
Ежегодные Деды Морозы – Башмет и Спиваков
Концертный зал имени Чайковского 31 декабря превратится в вотчину альтиста и дирижера Юрия Башмета и его камерного ансамбля "Солисты Москвы". А Московский международный дом музыки целиком предоставит сцену своему главе, скрипачу и дирижеру Владимиру Спивакову и Национальному филармоническому оркестру России (НФОР) под его управлением.
На эти концерты попасть сложно. Впрочем, они сами по себе бескорыстно радуют как факт. Спиваков обещает попотчевать пением Хиблы Герзмава (сопрано) и итальянского тенора Франческо Демуро. С талантливейшей певицей из Абхазии НФОР работает давно. А вот выступление в Москве "нового Паваротти" – Демуро – сенсация. В ближайшие годы он будет нарасхват в Ковент-Гардене и Ла Скала, дебютирует в Вене и Сан-Франциско в новой версии "Риголетто" Верди, где споет партию Герцога.
Юрий Башмет за кругленькую сумму (билет в амфитеатр стоит 7500-18500 руб) поздравит публику с Новым годом вместе со скрипачкой Аленой Баевой, пианистом Денисом Мацуевым, саксофонистом Игорем Бутманом, а также с певицами и певцами – сопрано и меццо-сопрано, тенорами, баритоном, басами. В этом ансамбле будет отчетливо слышен и негромкий переменчивый голос сатирика Жванецкого. Без него новогодние шоу обычно не обходятся.
Венецианская пастораль в духе триллера
Венеция – город Антонио Вивальди, Томаса Манна, Иосифа Бродского, шекспировского купца Шейлока. А теперь еще и Джонни Деппа на пару с Анджелиной Джоли – точнее, их киноперсонажами. С 5 января в прокат выходит фильм "Турист" немца Флориана фон Доннерсмарка с двумя американскими секс-символами на фоне города карнавалов и масок.
Если выбирать, каким путем убегать от гангстеров, по венецианским улочкам или по крышам, лучше предпочесть крыши: они просторней. Так и делает герой Джонни Деппа – скромный, умеренно интеллектуальный американец, спасающийся от гангстеров. В этой сцене особенно эффектный визуальный ряд! А вот подлинная визуальная идиллия, пастораль – Анджелина Джоли в дорогих нарядах.
Но ни романтического накала, ни бурного сюжетного драйва в ленте нет. Трудно забыть возраст и многодетность Джоли, непросто абстрагироваться от предыдущих ролей Деппа, полюбившего пиратские истории про Джека Воробья. Картина немного напоминает детские утренники советских лет, в которых зайчиков играли женщины бальзаковского возраста, а медвежат – подвыпившие мужчины под пятьдесят.
Впрочем, если не ждать от кино вообще никаких откровений, ни содержательных, ни формальных, "Туриста" можно смотреть с удовольствием.
Консерватория: неувядающие опера и джаз
30 декабря в Малом зале Московской консерватории идет новогодний гала-концерт "От оперы к оперетте…". Вечно молодую классику – Россини, Верди, Пуччини, Бизе, Кальмана, Дунаевского – поет "золотой тенор Большого театра", профессор консерватории Зураб Соткилава. Вместе с ним поют его воспитанники. "Опера дарит людям удивительные переживания, сравнимые разве что с любовью. Я счастливый человек, все, что хотел спеть, спел", – говорит Соткилава.
В Рахманиновском зале Консерватории 31 декабря играют джаз виолончелист Денис Шаповалов, пианист Александр Вершинин, саксофонистка Анна Королева. В программе композиции Дэвиса Майлза, Оскара Питерсона, Клода Боллинга и других корифеев джаза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции