МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Расследование дела о нападении на химкинского эколога и журналиста Константина Фетисова, жестоко избитого в начале ноября и до последнего времени остававшегося в коме, возможно, приблизилось к завершению. Во вторник источники в правоохранительных органах сообщили о задержании трех исполнителей преступления и предполагаемого организатора, по некоторым данным, чиновника администрации Химок.
Фетисов был жестоко избит в Химках 4 ноября. Эколог протестовал против вырубки Химкинского леса и продолжения работы свалки в Химках, проводил пикеты и ездил на марши "несогласных" в Москву, организовал в городе отделение партии "Правое дело", баллотировался в мэры Химок, публиковал статьи в газетах.
По сообщениям СМИ, также Фетисов является учредителем нескольких компаний, занимался поставкой комплектующих для компьютеров. Несколько лет назад он был руководителем общественной приемной при полпреде президента в Центральном федеральном округе в Московской области. Эта приемная находилась в здании администрации Химок.
Химкинский заказчик
Следственные органы Химок возбудили уголовное дело на следующий день после нападения по части 1 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Дело "вышло из комы" в ночь на вторник, когда сотрудники уголовного розыска задержали трех участников нападения на Фетисова, а также предполагаемого организатора преступления - сотрудника администрации города Химки, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах региона.
"Задержано три исполнителя и предполагаемый организатор - начальник отдела муниципального имущества", - сказал источник.
Позднее официальный представитель СК Владимир Маркин назвал РИА Новости фамилии задержанных по подозрению в причастности к нападению на эколога Фетисова. Среди них - начальник отдела муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению имуществом при администрации городского округа Химки и Химкинского муниципального района Московской области Андрей Чернышев, а также 25-летний Вячеслав Ковалев и 28-летний Андрей Каширин. Род их занятий не указывается.
Кроме того, Маркин во вторник сообщил о проводимых обысках в администрации города Химки в рамках отработки одной из версий нападения.
Администрация Химок в свою очередь заявила, что обыски в ее здании не проводились.
При этом супруга избитого химкинского активиста-эколога Константина Фетисова Марина Мягкова считает, что у него не было имущественных конфликтов с администрацией Химок.
"У Константина нет имущества, из-за которого с администрацией Химок мог бы быть конфликт. Он и проблемой химкинской свалки практически не занимался, по крайней мере, точно не был организатором кампании против нее и на последний митинг против свалки попал практически случайно", - сказала Мягкова РИА Новости.
Глубокое оглушение
В настоящее время химкинский активист-эколог Константин Фетисов, оказавшийся в реанимации после избиения неизвестными, по словам врачей, находится в состоянии "глубокого оглушения", рассказала Мягкова РИА Новости.
"Положительная динамика в состоянии Константина наблюдается, но он все еще не в сознании, хотя реагирует на свет. Врачи занимаются с ним лечебной гимнастикой и говорят, что он находится в состоянии глубокого оглушения", - сказала Мягкова, отметив, что Константин все еще подключен к аппарату искусственного дыхания.
Между тем, семья Фетисова открыла денежный счет, на который можно перечислять деньги для помощи в реабилитации активиста, сообщает партия "Правое дело" во вторник.
"Сейчас состояние Константина улучшается, нейрохирургам удалось сохранить целостность головного мозга, но сейчас Константину предстоит длительная и дорогостоящая реабилитация", - говорится в сообщении.
Долгожданные подозреваемые
Задержание подозреваемых в деле Химкинского эколога Константина Фетисова можно приветствовать, однако главное - чтобы виновники понесли наказание, считают опрошенные РИА Новости представители экологических организаций.
"Очень приятно, что, наконец, стали появляться первые результаты обещанного расследования по всему спектру химкинских проблем. Как известно, очень многие вещи были связаны с неадекватной деятельностью администрации города Химки и поэтому неудивительно то, что следы, связанные с избиением журналиста, ведут в ту же сторону", - считает директор по программам Гринпис России Иван Блоков.
Однако задержание еще не означает, что виновные будут наказаны, отмечает лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова.
"Как показывает наша практика, преступник может оказаться на свободе, и никто за это не понесет никакой ответственности. Сама система, при которой возможно нападение на гражданских активистов, остается незыблемой. Пока что мы не видели ни одного должностного лица, которое бы понесло наказание за такого рода расправы над человеком, борющимся за благоприятную экологическую среду", - сказала Чирикова РИА Новости.
По ее словам, в администрации Химок регулярно проходят обыски, которые ничем не заканчиваются.
В ряду избитых
Расследование дела получило большой общественный резонанс. Фетисов стал не первым общественным деятелем и журналистом, который подвергся нападению в уходящем году. Жертвами злоумышленников стали также обозреватель газеты "Коммерсант" Олег Кашин, известный томский тележурналист Марк Минин и главный редактор сочинской газеты "Местная" Аркадий Ландер.
В связи с нападениями на журналистов в обществе стала активно обсуждаться возможность законодательно усилить меры безопасности работников СМИ, и в конце ноября в Госдуму был внесен законопроект, ужесточающий ответственность за нападения на журналистов. Поправки, в частности, устанавливают ответственность за сам факт применения насилия в целях воспрепятствования законной деятельности журналиста.
При этом Фетисов стал не первым пострадавшим в Химках журналистом. В ноябре 2008 года был жестоко избит главный редактор "Химкинской правды" Михаил Бекетов, который стал известен своими публикациями против вырубки Химкинского леса. Журналист попал в больницу с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом голени и множественными гематомами. У него были ампутированы нога и пальцы руки, он потерял речь и стал инвалидом первой группы.