МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Сильное обледенение проводов, с которым в минувшие выходные столкнулись московские и подмосковные троллейбусы и трамваи, а также электропоезда - явление, в достаточной степени уникальное для московского региона. Обычно подобные события происходят в южных районах, сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник лаборатории контактной сети ВНИИ железнодорожного транспорта Николай Миронос.
"То, что в Москве случилось, раньше было характерно для районов Донбасса, юга Украины. То, что у нас было три дня назад, там это было достаточно регулярно. Там люди уже к этому приспосабливаются, а у нас в Москве это достаточно уникальный случай", - сказал собеседник агентства.
Из-за сильного обледенения проводов в минувшие дни в московском регионе возникли сбои на железной дороге, в движении троллейбусов и трамваев. Транспортники вынуждены были, в частности, продолжать движение троллейбусов и ночью, чтобы не допустить нарастания льда. По данным МЧС, из-за наледи на проводах возникли перебои в движении электричек, были задержаны до 30 поездов дальнего следования.
По словам Мироноса, существует три способа борьбы со льдом - электрический, механический и химический.
Увеличивая мощность в сети, можно нагреть провод электрическим током, и лед будет плавиться.
"Если температура провода будет хотя бы градусов на пять выше окружающей среды, на него лед "садиться" не будет. Даже если на улице минус 40, а провод минус 35, то нем иней не выпадает", - сказал эксперт.
Кроме того, еще во времена СССР были разработаны специальные смазки. Есть также механические способы очистки проводов.
"Все эти способы "на вооружении". Но все это надо периодически включать, проверять, а гололед случается неожиданно, и в этот момент все, как всегда, не работает", - посетовал собеседник агентства.
При достаточно низкой температуре лед приобретает прочность металла и можно даже повредить провод, пытаясь убрать лед.
"До минус 4 адгезия (сцепление - ред.) достаточно слабая, а если минус 5, минус 6, то у льда прочность как у самого металла. Без повреждения самого провода вы его не разобьете", - сказал Миронос, добавив, что известны случаи, когда при попытке сбить лед перебивался провод.