Автор: Елена Косова
Десять лет назад по Санкт-Петербургу на одноколесном цирковом велосипеде разъезжала странная блондинка. Она заруливала в питерские подворотни, останавливалась у метро – выглядывала места, где "тусили" курящие или пьющие подростки. Им она демонстрировала простенькие фокусы, жонглировала.
Этим цирковым приемчикам студентку Берлинского социального университета Астрид Шорн научили парижские панки. А питерских подростков на ломаном русском она зазывала в цирк.
"Упсала" от слова "упс", а "упс" – вместо "блин"
"Почему "Упсала"? Да это просто, - говорит основательница "Упсала-цирка" Астрид Шорн. – Дети, которых мне удавалось "забрать" с улицы в цирк на тренировки, все время говорили "блин". Если честно, это я воспроизвожу культурный заменитель другого близкого по значению слова. Русский язык ими богат. И мы договорились с детьми, вместо "блинов" – употреблять "упс". Так "упс" и прижилось".
Так они и стали "Упсалой-цирком" – единственным в России цирком для хулиганов. За десять лет на его арене выросло уже три поколения артистов. Сегодня здесь около 60 детей, у которых есть большие проблемы в семье, в школе, в детских отделениях милиции. Им от 7 до 17 лет. Взрослые, а их в цирке 12 человек, запрещают журналистам задавать юным артистам вопросы об их жизни " вне шатра". Слишком много было бестактных публикаций. Поэтому "душераздирающих" историй из жизни подростков не будет, обойдемся и без фамилий. Потому что жизнь для каждого из "упсалят"– отдельное испытание. Все они, конечно, далеко не пай-мальчики и девочки. Но…
"Воровать на улице или ходить по крышам - это тоже талант,- считает Астрид Шорн. – Надо только этот талант развернуть в нужную сторону. "Упсала" – по большому счету – моя дипломная работа. Я училась в Берлине, а в Питере стажировалась. Для Петербурга и для России такой социальный проект-это что-то новое. Конечно, десять лет назад в городе работали программы по оказанию помощи бездомным детям. Но все они были направлены на то, как ребенка убрать с улицы, а затем отправить в детский дом или обратно в семью".
Необычность "Упсалы-цирка" как социального проекта в том-то и заключалась, что это была первая попытка отвоевать детей от улицы, но привести их туда, откуда им самим не захочется уходить.
"Мы репетировали в парках и 10 лет перетаскивали по городу свой шатер"
"С чего все начиналось? С нуля, конечно, - отвечает на вопрос корреспондента РИА Новости художественный руководитель и директор "Упсала-цирка" Лариса Афанасьева. - Мы репетировали в парках и 10 лет перетаскивали по городу свой шатер, бесконечно складывали его и вновь раскладывали. И вот, наконец-то, нашлось в Питере пристанище для нашего цирка. Нас впустила на свою территорию одна из частных компаний".
"Упсала" - проект социальный, поэтому ищет помощи у всех. Но так сложилось, что существует в основном на деньги европейских благотворительных фондов.
На полученные средства артисты цирка, ранее не выбирающиеся за пределы грязной подворотни, гастролируют по Европе. Зрителей европейских городов сложно чем-либо удивить, и артисты "Упсалы" стараются.
"Мы не хотим, чтобы наши дети вызывали у зрителей жалость. Обычно когда люди слышат «социальный проект», у всех срабатывают стереотипы: что сейчас выйдут налысо бритые дети, со слюнкой в уголке рта и с печальными глазками. И мы им похлопаем только за то, что у них такой социальный статус", - говорит Лариса Афанасьева.
Она добавляет, что "Упсала" – это тот цирк, который ищет свой стиль. Сама Афанасьева по образованию – театральный режиссер.
"Мы не хотим работать "в блестках", не хотим работать с животными, мы вообще хотим быть другими. Мы не показываем просто трюки, мы пытаемся донести зрителю истории про самих себя", - рассказывает Лариса Афанасьева.
"Я стоял в магазине и грелся"
Стасу двадцать. В цирке семь лет. Он артист первого циркового призыва. Про себя говорит, что самый "травматичный артист": четыре грыжи на позвоночнике, порванные сухожилия, поврежденные коленные чашечки.
"Я стоял в магазине и грелся. Ко мне подошла Астрид и спросила: Хочешь в цирке выступать? Я сказал: Хочу. На следующий день я не шел, я бежал к ней на встречу",- вспоминает Стас.
Сейчас у Стаса свой проект внутри "Упсалы", так называемый "Цирк за забором".
Два раза в неделю он обучает ребят, которые содержатся в спецшколе закрытого типа№1 г. С.-Петербурга, тому, что сам умеет хорошо делать: акробатическим трюкам, жонглированию.
"У этих парней проблемы с законом, они совершили преступления, их не отправили на зону для взрослых только потому, что они несовершеннолетние. Они жесткие и озлобленные на весь мир. Но мне кажется, я нашел с ними общий язык, и многие из них готовы прийти в "Упсалу" хоть завтра", - говорит Стас.
Сам Стас учится на втором курсе Петербургского государственного института психологии и социальной работы. И уже сегодня подумывает о собственном цирковом проекте.
"Они без предохранителей"
Артисты оригинального жанра, братья-акробаты Петр и Ярослав Митрофановы в "Упсале" с момента основания.
"Они приходят к нам как зверьки, замкнутые, с уже изломанными судьбами", – рассказывает о своих воспитанниках тренер цирка Ярослав Митрофанов. - Поражает до бесконечности то, что в семье ребенка ничему не научили: ни ногти стричь, ни разговаривать без мата".
Ярослав преподает акробатику: прыжковую, партнерскую, на батуте. Занятия проходят пять раз в неделю по два часа в день.
Этот бесконечно влюбленный в цирк человек, не просто учит мальчишек и девчонок крутить сальто, он рассказывает им об истории цирковых трюков. То же сальто – это боевая техника. В Древнем Риме любой легионер в доспехах и с мечом умел его делать. Но самое главное, что дети, общаясь с таким тренером, оттаивают.
"Я понимаю, что им душу в первую очередь надо лечить, а уж потом трюкам учить. С трюками у них как раз все нормально, они все экстремалы и без предохранителей, - говорит Ярослав Митрофанов. – А вот в душах у них такой раздрай и кавардак. У кого-то мама пьет, у кого-то колется, у кого-то папу в психушку забрали. Но, попадая сюда из своей обычной среды, они как будто начинают смотреть на мир через цветное стеклышко. Помните это ощущение из детства".
Валенки, расписанные "Митьками"
В этом году "Упсала" впервые решила провести благотворительную ярмарку "Теплая вечеринка". Вырученные 26 тысяч рублей пошли на утепление шатра и "упсалят". Им купили теплые носки.
На ярмарке продавались детские и взрослые валенки, расписанные художниками из творческого объединения "Митьки", шарф фанатов "Зенита" с автографами футбольных звезд и старинный самовар, который циркачи решили оставить себе.
В роли главного продавца и ведущего "Теплой вечеринки" выступил старый друг "Упсалы" артист театра "Лицедеи" Анвар Либабов.
"Лицедеев" и "Упсалу" в первую очередь сближает хулиганство. Мы тоже хулиганы – хулиганы-импровизаторы. У нас родственные души. Мы возвращаем взрослых в мир детства, а здесь он просто истинно живет", - сказал Анвар Либабов.
"Здравствуйте, нам нужны хулиганы"
Цирковая педагогика для России – дело новое. В Европе ее используют уже много лет. Оно и понятно, ведь цирк - это то место, где гиперактивность приветствуется, а адреналину всегда есть выплеск.
"Когда я прихожу в школу, встречаюсь с директором или школьным психологом, я говорю так: Здравствуйте, нам нужны хулиганы, - рассказывает социальный работник "Упсала-цирка" Аполлинария Игнатова. – Мы ищем своих артистов через центры социальной помощи, в коррекционных школах, в детских приютах. Проблемный ребенок – для нас это не клеймо, это просто наш ребенок".
Мы все хотим, чтобы наша жизнь изменилась к лучшему, но не знаем, как это сделать. Ходим по улице и ворчим на грязь, которая под ногами, нас раздражают попрошайки, мы прячем глаза от бездомных детей.
А в Санкт-Петербурге есть разноцветный цирковой шатер. В нем каждый день встречаются взрослые люди, которые хорошо знают, для чего приходят сюда. Они должны сделать все, чтобы их хулиганы увидели: мир бывает другим.
В памяти этих взрослых не стерлось одно из самых важных открытий детства – если привычные предметы начать разглядывать через цветное стеклышко, то все вокруг тебя меняется до неузнаваемости. И совсем неважно, что это стеклышко от обычной разбитой бутылки.