МОСКВА, 27 дек - РИА Новости, Владимир Новиков. Непростые погодные условия, ставшие причиной задержки сотен рейсов в российских аэропортах, в случае судебных разбирательств могут сыграть на руку авиаперевозчикам, так как позволят им не выплачивать многотысячные компенсации пассажирам, считают юристы и адвокаты, опрошенные Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ).
Компенсация издержек тысяч пассажиров, которые не могут вылететь из аэропортов многих городов России, целиком и полностью зависит от двух факторов: позиции судов и доброй воли перевозчика.
Форс-мажор и непреодолимая сила
Опрошенные РАПСИ юристы по-разному отвечают на вопрос, подпадают ли сложные метеоусловия под правовое понятие "форс-мажор".
При наличии форс-мажорных обстоятельств стороны, заключившие между собой гражданско-правовой договор (в том числе и об организации перелета физического лица из точки А в точку В), освобождаются от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств.
"В действующем гражданском законодательстве нет такого понятия, как "нелетная погода". Под форс-мажором судебная практика понимает не сложные метеоусловия, а стихийные природные катаклизмы", - сказал РАПСИ адвокат МКА "Князев и партнеры" Владимир Юрасов.
К таковым, по его мнению, уместно причислять "природные явления, которые либо невозможно предсказать, либо возможно, но в самый последний момент - землетрясения, ураганы, падение метеоритов". "Выпадение снега зимой на территории России - нормальное явление. Вот если бы он пошел в Египте - да, это форс-мажор. Слышать же от представителей наших авиакомпаний ссылки на снег или обледенения просто смешно. Тем более, что накануне минувших выходных Росгидромет предсказывал ухудшение погоды", - полагает адвокат Юрасов.
В свою очередь, старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов считает, что погодные условия, сложившиеся в России и Европе, можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. "В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за просрочку доставки пассажира в пункт назначения, если не докажет, что она имело место вследствие воздействия непреодолимой силы. В этой связи привлечь перевозчика к ответственности не удастся", - сказал он.
Претензии и иски
Решать, что является форс-мажором, а что - нет, должен суд. Однако до того, как взяться за написание иска, пострадавшему пассажиру следует попробовать уладить конфликт в досудебном порядке.
"Споры с перевозчиком характеризуются обязательным претензионным порядком. В связи с этим пассажиру для защиты своих прав необходимо предварительно обратиться с претензией к перевозчику", - говорит Денис Архипов из ЕПАМ.
Досудебная претензия подается в письменной форме на имя руководства авиакомпании. "Сделать это уместно заказным письмом с уведомлением о вручении. Можно передать бумагу лично представителям перевозчика. На экземпляре пассажира обязательно должна быть отметка, что претензия принята", - советует Владимир Юрасов.
По его словам, такая претензия должна быть рассмотрена "в разумные сроки" (законом они не установлены; на практике это 10-15 дней), и в ней пострадавший от задержки или отмены рейса пассажир может потребовать компенсации не только полной стоимости авиаперелета, но и морального и материального ущерба.
"Вне зависимости от причин задержки, на основании статьи 795 Гражданского кодекса РФ, пассажир имеет право отказаться от перевозки из-за задержки вылета. В таком случае ему возвращается провозная плата в полном объеме", - напоминает юрист Денис Архипов.
В случае отказа перевозчика уладить конфликт уместно обращение с иском в суд. "Закон "О защите прав потребителей" позволяет истцу обратиться либо в суд по месту юридической регистрации ответчика, либо по собственному месту жительства", - говорит адвокат Юрасов.
Куда именно - в мировой суд или федеральный - подавать иск, зависит от размера требуемой компенсации. Если она меньше 50 тысяч рублей, претензию к перевозчику рассмотрит мировой судья. Если больше - районный.
Следует помнить, что согласно статье 4.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности виновных в нарушении прав потребителей составляет один год.
Накормить - обязаны
Пассажирам, чей рейс задерживается на неопределенное время, стоит учитывать, что авиаперевозчик обязан предоставить им минимальный уровень сервиса без взимания дополнительной платы.
Старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов считает, что в данном случае уместно ссылаться на Федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса России номер 82 от 28 июня 2007 года.
Пункт 99 этого документа гласит, что в случае задержки рейса или его отмены вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах целый комплекс услуг.
Пассажиры с детьми в возрасте до 7 лет должны получить доступ в комнату матери и ребенка аэропорта.